Чародей из Менло-Парка

zenno 20 Июн 2017

Интернет-журнала CigarTime продолжает публиковать главы новой книги  писателя, исследователя табака, сопредседателя Оргкомитета Фестиваля Сарепта-2016 Андрея Малинина «Эмбарго на удовольствие».

 

Чародей из Менло-Парка

 

Многие наверняка помнят  трогательную сцену из детского фильма «Старик Хатабыч», в которой незадачливый джин знакомится с привычным артефактом  нашего времени – настольной лампой, то включая, то выключая ее, и произнося, как заклинание: «Светло! Темно! Светло! Темно!». Сегодня нам кажется это смешным, а ведь совсем недавно свет, исходящий от лампочки воспринимался как настоящее чудо. И у этого чуда есть свой маг – Чародей из Менло-Парка.

Это прозвище, а точнее заслуженное «звание», принадлежит великому изобретателю и предпринимателю Томасу Альве Эдисону (Thomas Alva Edison). названному в 1997 году журналом Life «Человеком тысячелетия». Им защищены более тысячи патентов в различных областях, а спектр его изобретений, усовершенствований и нововведений охватывает самые разные стороны жизни людей – начиная от электрической лампочки, висящей под потолком, до слова «алло», которое мы произносим в телефонную трубку.

Справедливости ради, следует отметить, что саму электрическую лампочку изобрел не Эдисон – патент на нее получил Генри Вудворд в 1874 году - но именно Эдисону удалось добиться того, чтобы электролампа стала более долговечной, яркой и, в конечном счете, выгодной для ее производства и продажи. В 1876 году Эдисон приобрел патент Вудворда и приступил к работе; несколько тысяч экспериментов потребовалось провести, прежде чем предложенная им схема лампы, наполненной вакуумом, была признана не только общественностью, но и патентным бюро, выдавшим в 1880 году соответствующий документ.

Вообще работа над усовершенствованием уже существующих изобретений  была характерна для деятельности Эдисона. Не случайно его называют еще и величайшим рационализатором. Не обошел вниманием  он и табачные артефакты. Есть свидетельства того, что в 1876 году, в котором была создана  и его знаменитая лаборатория в Менло-Парке, Эдисон работал над созданием механической курительной трубки и механической сигары. Однако, по не известной нам причине, они так и не пошли в массовое производство. Да, и имеющиеся сведения о том, как они выглядели, весьма скудны. Чуть больше информации сохранилось о так называемой «гениальной зажигалке для сигар» (ingenious cigar lighter), работы над которой начались в 1883 году. Также как и некоторые из современных высокотехнологичных зажигалок, она приводилась в действие от батарейки. Впрочем, и она не имела успеха.

 

 

Секрет успеха Томаса Эдисона заключался не только в способности создавать ранее невиданные приспособления; куда большую роль сыграли предпринимательские таланты и умение максимизировать прибыль через массовое производство и контроль интеллектуальных прав. Созданная Эдисоном лаборатория в Менло-Парке стала, по сути, первым в истории человечества научным центром. Здесь было всё: от рабочих цехов до библиотек. На Эдисона трудились тысячи сотрудников. Здесь, в Менло-Парке, они работали и жили. Все работали на износ, а когда сил не оставалось, вместо чертежей и деталей на рабочих столах появлялись бутерброды, газировка и пиво. Сам Эдисон садился за небольшой орган. Так в «Доме изобретений» начинался всеобщий отдых с песнями, танцами… и  сигарами!

Да, именно с сигарами! Дело в том, что Томас Эдисон был страстным любителем сигар. В день он мог выкуривать до 20 штук! Его ближайшие соратники также знали в них толк. Это касается, в частности, его личного помощника Вильяма Мидоукрафта (William  Meadowcraft) и личного секретаря Ричарда Киллоу (Richard  Kellow).

Вот что пишет об атмосфере, которая царила в лабораториях Эдисона, один из его помощников Френсис Джел:

«Наш завтрак всегда кончался сигарою, и я могу заметить, что Эдисон, не будучи разборчив в пище, всегда любил хорошую сигару и, казалось, находил в ней утешение и отдых. Часто случалось, что, когда мы наслаждались сигарами после нашего полночного ужина, кто-либо из юношей играл на органе, а мы подпевали. Когда Бем бывал в хорошем настроении, он играл на цитре или забавлял нас пением красивых германских песенок.

Нередко в этих случаях в лабораторию сходились веселые и приятные знакомые, большей частью старые друзья Эдисона. Иногда заглядывали на минутку некоторые конторские служащие. Всякий приходивший во время этих полуночных ужинов встречал хороший прием. Мы все радовались этим развлечениям. Когда мы чувствовали себя отдохнувшими и способными опять приступить к работе, подавался сигнал».

Сигары действительно играли большую роль в жизни Эдисона. Он их использовал не только для собственного удовольствия, но и в качестве вознаграждения для своих коллег. Иногда ему платили той же монетой. Известен случай, когда созданная не без участия Эдисона General Electric Company решила вознаградить его за заслуги в области электроэнергетики. На предложение представителя компании самому выбрать награду, Эдисон сначала отказался, но поразмыслив, сделал все-таки свой выбор в пользу сигар. Он согласился на вариант, по которому General Electric должна была снабжать его пожизненно необходимым ему количеством сигар. 

 

 

Щедрые коллеги сначала обрадовались, что легко отделались, но уже очень скоро поняли, что просчитались. Они явно не учли то, что Эдисон так много курит. Да и курил он не самые дешевые сигары. Спасло их только то, что, получив в подарок несколько партий сигар, вскоре сам Эдисон великодушно освободил их от этого обязательства.

О великом изобретателе при жизни и, особенно, после его смерти, сочинялось множество баек и анекдотов. Естественно, его страсть к сигарам не была не замечена. Вот, что писали о нем, например, в одной из дореволюционных газет:

«Знаменитый изобретатель - большой курильщик, и так как доходы его позволяют ему тратить большие деньги, то Эдисон курит настоящие гаванские сигары, коробка которых постоянно стоит у него на рабочем столе. Этим пользуются многочисленные посетители Эдисона и свободно запускают руку в ящик, так что Эдисону приходится расходовать на сигары довольно крупную сумму.

Правда, он - человек богатый и добрый, но в конце концов бесцеремонность гостей возмутила его, и он обратился к своему поставщику с просьбой приготовить для него коробку сигар с тою же этикеткою, но из сушеных кукурузных листьев и конского волоса.

Фабрикант сперва выразил было удивление, но согласился. Прошел месяц, а Эдисон еще не получил своих сигар, и как то, вспомнив о заказе, запросил фабриканта по телефону, скоро ли он получит те сигары, которые были заказаны им специально для гостей. Каково же было удивление изобретателя граммофона, когда оказалось, что он, ничего не подозревая, уже три недели курил только эти “особые” сигары».

Как известно, Эдисон оказал огромное влияние на развитие кинематографа. В 1891 году он впервые представил публике кинокамеру собственного изобретения - кинетоскоп, способную снимать и демонстрировать фильмы. В 1893 году на базе своей лаборатории он создал целую киностудию, которая носила название Черная Мария (Black Maria); там могли сниматься одновременно несколько фильмов, также имелось оборудование для различных операций с пленками – практически, это была киностудия полного цикла. Чтобы увидеть фильм, человек должен был смотреть в специальный окуляр - кинетоскоп был рассчитан на одного зрителя. Однако именно под влиянием этого прибора братья Люмьер вскоре представили публике кинематограф, подразумевавший демонстрацию фильма на большом экране.

 

 

Его популярность стремительно росла; в 1908 году Эдисон, владеющий рядом патентов, связанных с процессом кинопроизводства, объединившись с несколькими крупными кинокомпаниями, создал Motion Picture Patent Company - этой организации доставалась значительная часть прибылей от проката лент по всей стране. Лишь в 1915 году деятельность Motion Picture Patent Company была прекращена, как не соответствующая антимонопольному законодательству.

Возможно, именно под влиянием Эдисона целый ряд фильмов, снятых его кинокомпанией, были посвящены табаку. Один из первых так и назывался Duncan smoking. Он был создан в 1891 году. В 1909 году кинокомпания выпустила сразу два фильма, посвященных этой теме: Tobacco Mania и The Tobacco Edict, Old New York, 1648.

 

 

В последнем рассказывается о том, как голландский губернатор объявляет тотальный запрет на курение во всем штате, но разгневанные курильщики буквально «выкуривают» его из дома. Поучительно, не правда ли…. 

Другой фильм   How Willie Raised Tobacco  повествует об избалованном юноше по имени Вилли, главной мечтой которого было поспать как можно дольше. Однако мечтам его не суждено было сбыться. Отец юноши настаивает, на том, чтобы сын занялся, наконец, каким-либо серьезным делом. Вилли отправляется на Кубу выращивать табак… и становится успешным табаководом. И, наконец, в 1910 году кинокомпания Эдисона  выпустила фильм The Cigarette Maker of Seville. Это одна из первых экранизаций знаменитой новеллы Проспера Мериме «Кармен». Думаю, нес смысла пересказывать сюжет фильма, он и так всем известен.

 

 

Производством фильмов деятельность кинокомпании Эдисона не ограничилась. В  августе 1897 году ею был выпущен первый в истории тридцатисекундный рекламный ролик. И чему же он был посвящен? Правильно! Конечно же, табаку! Реклама посвящалась сигаретам Admiral. Несколько персонажей американской культуры - индеец, Дядя Сэм, коммивояжер и солдат - демонстрируют в ней (фильм немой) свою приверженность  сигаретам Admiral.

 

 

Бесплатные демонстрации этого и других роликов в Нью-Йорке в 1897 году привлекали столько людей (сообщалось о тысячах зрителей), что организатор показов был задержан полицией за создание препятствий дорожному движению.

Забавно, что Томас Эдисон, несмотря на свою любовь к сигарам, был ярым противником курения сигарет. Более того, он публично поддерживал кампанию за их полное запрещение. В своей статье в Wall Street Journal, опубликованной в мае 1914 года, Эдисон писал: «Курение сигарет вредно не только для молодежи, но и для   взрослых этой страны». При этом их пагубный эффект на организм человека он объяснял выделением вредных веществ при горении  бумаги в контакте с табаком. Что же касается сигар, то они, по его мнению, не наносили вреда, так как были сделаны  только из табака.

То, что это так Томас Эдисон доказал своей жизнью. Он умер в 1931 году в возрасте 84 лет!

Из прочих вещей он оставил потомкам в качестве реликвии свой хьюмидор, в котором сохранились его любимые сигары: Sonada, La Primadora Havana, Dutch Masters, Romeo y Julieta, Haddon Hall, а также плитки жевательного табака. Сохранился и бант от последней выкуренной им сигары. 

Это была  Sonada, изготовленная  на табачной фабрике в Цинциннати.

 

Андрей Малинин
Специально для CIGARTIME 
©