Главная » Что нового » Новости » Путь в Сарепту под Рождество

Путь в Сарепту под Рождество

от Cигар Тайм
0 комментарий
0

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» состоялось «Рождественское чаепитие», воссоздавшее удивительную атмосферу конца XVIII века. 

«Рождественское чаепитие» — это повод вспомнить о традициях, попробовать рождественский чай, с добавлением кореньев и особых трав или глювайн на вишневом соке, пончики  Pfannkutchen  и штолен — рождественский хлеб, о котором существует немало легенд.

Старая Сарепта  уникальное, в чем-то мистическое место, полное легенд и в тоже время точных исторических фактов. Некоторые факты указывают на то, что когда-то  Сарепта являлась местом, где впервые в России стали производиться сигары.

Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с серией материалов исследователя табачной истории, писателя, Сопредседателя оргкомитета Фестиваля «Сарепта 2016» Андрея Малинина посвященных данной теме.

 

 

Путь в Сарепту. Часть вторая (читать часть первую)

 

        Как же  гернгутеры оказались в России и почему, собственно, Сарепта?

        Чтобы ответить на эти вопросы потребовалась обратиться к более фундаментальным исследованиям. К оным я отношу работу Якова Дитца «История поволжских немцев».

        В ней, в частности, дается достаточно полное объяснение того, почему интересующая нас колония получила название Сарепта: «Безводный, безлесный и неплодородный край смутил пионеров. Братья надеялись встретить, как в свое время переселенцы в Америке, девственные леса, через которые нужно было прорубать себе дороги, но которые зато давали нужный строительный материал; они думали найти реку, которую можно бы утилизировать в целях ирригации и на которой надеялись поставить мельницу. Однако после долгих колебаний братья выбрали место при впадении в Волгу р. Сарпы, или Сарефы, против устья которой лежал громадный остров на Волге, с лесом и лугами пространством около 1000 десятин. На реке Сарпе, в небольшом расстоянии от Волги и в 28 верстах от Царицына, братья и решили основать свою колонию.

         Избранию именно данного места способствовало название реки «Сарапа», что напоминало братьям 1 книгу царей, главу 17 о том, как во время засухи Бог послал пророка Илию «чрез пустыню к Сидону в местечко Сарпат» исцелить сына вдовицы и уверить ее, что «мука в ее водоносе не оскудеет и чванец элеи ее не умалится». Этот библейский текст братья впоследствии вложили в печать своего общества, в поле которой по одну сторону изображены сосуд и колосья, а по другую сторону — масличное дерево, под ветвями которого элейная кружка…»

 

 

        Здесь, думаю, уместно сделать небольшое отступление.

        Дело в том, что начав свои изыскания, я очень быстро понял, что о Сарепте, в отличие от других немецких колоний, уже написано достаточно много. Это во многом объясняется тем, что сохранился ее архив, в котором сохранены все официальные дела и документы с момента ее заселения и до настоящего времени. Другое дело, что находится он, к сожалению, не в России. Кроме того я столкнулся с массой литературного материала, основанного на личных наблюдениях и впечатлениях людей разных убеждений и положений, в различные периоды времени посетивших эту колонию. Информацию и источники пришлось фильтровать.

        С  толку сбила одна из «Царицынских баек», которые собрал режиссер Государственного казачьего театра Ю. Войтов. С ней я впервые познакомился на сигарном портале cigarinfo.ru. Вот выдержка из нее:

        «Однажды царицынские купцы обратились к немцу Вестфалю из Сарепты, производившему курительный и нюхательный табак для волжан, со странной просьбой, а заключалась она в том, чтобы он, Вестфаль, не во вред своему делу, стал производить сигары. Сначала немец заартачился: 

          – Дескать, какие сигары? Сигары-то культура, до нее дорасти надо! 

         –  Мы, господин Вестфаль, уже доросли! — дружно заявили купцы, — а ежели кто не дорос — это его дело. Нам, главное, вид иметь посолиднее среди купеческой волжской братии! 

         – А как дело прогорит? — озадачил купцов Вестфаль. 

        Именитые граждане взахлеб стали убеждать немца в выгодности производства. После долгих уговоров Вестфаль согласился: нет, он, разумеется, для вида повалял Ваньку, дескать, условия не позволяют, погода не та, но когда выцыганил у купцов слово, что в случае неудачи они оплатят расходы, — ударили по рукам, а купеческое слово на Руси было крепче расписок всяких. 

          – Ты, Вестфаль, производи! — наставляла купеческая братия. — Вылететь в трубу мы тебе не дадим, всем миром из нее вытаскивать будем! 

        Надо отдать должное, немец, хоть и был варяжских кровей, но в патриотических чувствах к российской глубинке ему не откажешь. Откушавши за предстоящее дело наливочки, он послал ко всем чертям столичные общества и объявил Царицын центром Российской империи — если не в настоящем, то в будущем точно и еще пообещал купцам, что к осени они будут курить не махру, а самый настоящий американский табак». 

 

 

        Эту информацию я воспринял ровно так, как предлагал пользователям портал: я воспринял ее как «шутку, в которой, как говорится, есть доля шутки». Во всей этой истории не хватало одного весьма существенного элемента. Не понятно было, как и почему вдали от основных рынков сбыта вдруг появился такой дорогой табачный продукт как сигара.

        Мне показалось абсурдной ситуация, при которой сигары появляются на свет по прихоти «продвинутых» поволжских купцов. Как-то сразу вспомнилась судьба детища Петра  I — Ахтырской табачной мануфактуры, которая развалилась из-за отдаленности от основных рынков сбыта. Это охладило мой пыл, и я продолжил  поиск «сигарного» следа в другом направлении.  Тогда я даже не предполагал, насколько близко я был от цели. Оставалось «копнуть» чуть глубже, и мы бы имели всю «картину маслом»….

        Однако, продолжим. 

 

 

        В 1763 году Екатерина Вторая издала Манифест о приглашении в Россию колонистов для заселения пустующих земель. В 1765 году гернгутеры, одни из первых откликнувшихся на приглашение Екатерины колонистов из Германии, приехали в Россию и основали свою колонию «Сарепта». Они прославились своей честностью, трудолюбием и строго нравственным образом жизни. Прекрасные мастера, сарептяне привезли с собой навыки разнообразных ремёсел и создали развитый центр Нижнего Поволжья. Из Сарепты по всему региону распространились впоследствии ткацкое и табачное производства.

        Процесс обустройства Сарепты подробно описан Дитцем:

        «23 августа 1765 г. братья вместе с землемерами отправились на Сарпу и приступили к возведению необходимого для зимы жилья. Уже через две недели землемеры отвели новому поселению надел, который вместе с отведенным в 1797 году Екатерининским источником состоит из 4443 дес. удобной и 11 378 дес. неудобной земли; в надел включен и остров на Волге. При распределении губерний значительная часть надела Сарепты оказалась в Астраханской губернии (2736 дес.), но поселение находится в Саратовской губернии.

        Осенью же братья распланировали усадьбу колонии, устроили запруду на Сарпе, выезд с Волги, сделали засев озимой ржи и вспахали несколько десятин степи для ярового посева. В следующие три года появлялись новые транспорты колонистов, и к 1769 г. население колонии состояло уже из 200 душ обоего пола. За это время новое поселение, получившее от дирекции название Сарепты, обустраивалось сообща, всеми членами общины, которые считались как бы в услужении братства, получали определенную плату и за плату, по таксе, пользовались всеми предметами необходимости, изготовленными общиной. Когда же в 1768 г. были возведены необходимые общинные и частные дома, население разместилось в них по корпорациям, причем каждая корпорация получила свое хозяйство и определенное занятие.

        В корпорациях было такое мастерство, как портняжное, сапожное, столярное, плотничное, кузнечное, горшечное и пекарное. Остальное население колонии занималось хозяйством, так что вся колония была занята работой. В следующем году были устроены свечной, кожевенный заводы, красильня и бойня, кондитерская с пряничным печением, а также табачная фабрика, открыты магазин и гостиница. Разведены плодовые и виноградные сады, построены пильная и мукомольная мельницы, кирпичные сараи. Для сельского хозяйства в 2-х верстах от колонии устроен фольварк с земледельческой колонией под названием Шенбрун».  

 

 

        И там, мы знаем теперь точный год возникновения сарептской табачной фабрики – 1769 год!

        Но, увы, эйфория по этому поводу длилась не долго.  Дело в том, что уже в следующем исследовании, попавшем в мои руки, а именно в работе Медведева В.Н. «Табаководство в немецких колониях Нижнего Поволжья XVIII-XX вв.» автор называет другую дату: 1768 год!

        Я уже готов был возрадоваться, но дальнейшие изыскания и мое беспардонное вмешательство в науку похоронили и эту дату.

        Забегая вперед, скажу только, что  благодаря   помощи  и стараниям Председателя Волгоградского Отделения РСС Юматова А.В,  а также пониманию и поддержке  Директора ГБУК «Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» Мальченко А. А., и, главное, научной хватке и эрудиции начальника Отдела истории и этнографии музея «Старая Сарепта» Медведева В.Н. удалось установить, наконец,  более точную дату начала табачного производства в Сарепте – октябрь 1766 года.

        А началось все … Но об этом – в следующем материале.

 

 

 

Андрей Малинин
Сопредседатель Оргкомитета Фестиваля «Сарепта 2016»

Специально для CIGARTIME ©

 

 

0 комментарий
0

Статьи по теме

Вам исполнилось 18 лет?