Сигара в сапогах!

Часть 2 Победный марш семейства Маршей
zenno 08 Дек 2016

Интернет-журнал «Cigar Time» продолжает публиковать литературный цикл исследователя истории табака, писателя Андрея Малинина.

 

Сигара в сапогах

Часть 2 / Часть 1

Победный марш семейства Маршей

 

Теперь, когда нам известна этимология слова «stogie», поговорим чуть подробнее об истории создания это своеобразного табачного продукта.

Однозначного мнения о том, кому впервые пришла идея производить дешевые сигары этого типа, не существует. Некоторые историки отдают пальму первенства некому Джосефу Кирку (Joseph Kirk), который начал производить стоги в начале 20-х годов XIX века. Какое-то время ему удавалось сохранять монополию на их распространение среди переселенцев, но  популярность дешевых сигар была настолько очевидной, что вскоре уже только ленивый  не занимался их продажей. Другие исследователи называют создателем стоги табакониста Джорджа Блэка (George Black), который первым организовал их производство и продажу для возчиков «канестог» на Национальной дороге (National Road).

 

 

При этом указывается даже конкретный год, когда началась их коммерциализация  – 1827.

Так или иначе, но благодаря бешенному успеху стоги, вскоре у «пионеров» их производства появилось множество последователей. К их числу причисляют и  Мак Гинесса (McGuiness), и некого Берда (Beard) с дочерьми. Всего их насчитывалось около сотни, но все они занимались кустарным производством.  Начало же массового  изготовления стоги связывают с именем Томаса Коннарда (Thomas Connard), который организовал их распространение в партнерстве с Робертом Гибсоном (Robert Gibson).   

Центром производства стоги стал Вилинг (Wheeling), основанный в 1774 году на восточном берегу реки Огайо. Сегодня это самый большой город в Западной Виргинии. Этому способствовал ряд успешных компаний против населявших северо-западные территории индейских племен и, соответственно, превращение Огайо в важнейшую транспортную и торговую артерию.   

 

 

Именно здесь  снискал себя славу Миффлин Марш (Mifflin Marsh), которому суждено было стать крупнейшим и наиболее успешным производителем стоги.

Миффлин родился 28 мая 1818 года в Смитфильде (Smithfield) в многодетной семье Вильяма и Анн Нейлор Марш. Его отец, влекомый массовым движением колонистов на запад, перебрался сюда из Балтимора. Он был выходцем из семейства, которое традиционно поддерживало квакеров. Вот и Миффлин получил свое имя в честь популярного и весьма уважаемого квакера Томаса Миффлина (Thomas Mifflin), который в 1790 году был первым губернатором Пенсильвании, а позднее возглавлял Континентальный конгресс.

 

Миффлин Марш (Mifflin Marsh)

 

Основанная им в 1840 году компания M.Marsh and Son успешно просуществовала почти 150 лет и  считается сегодня самой старой из  сигарных компаний США, сумевших надолго сохранить свое название и владельцев. А начинал Марш свою деятельность на этом поприще также как и многие другие  его современники. В возрасте 22 лет он начал собственноручно крутить сигары и продавать их  речникам и пассажирам, курсировавших по реке пароходов, а также знаменитым возчикам фургонов, обслуживавших нескончаемый поток переселенцев. Его часто можно было видеть в порту, торгующим самодельными сигарами (по четыре за один пенни), которые он носил в корзинке, перекинутой через плечо.

Следует отметить, что наибольшую популярность стоги приобрели после гражданской войны. До появления их на рынке  американцы курили, если говорить о дешевых сигарах, так называемые Pfalzer cigars, которые поставлялись в Новый Свет из Германии. Сигарами их можно было назвать лишь условно, так как качество их оставляло желать лучшего. Стоили они 4-5,5 доллара за тысячу, и это единственное, что определяло их популярность. Определенную конкуренцию им составляли лишь бостонские чируты (Boston cheroot), еще более дешевые сигары местного производства, которые еще в меньшей степени заслуживали называться этим гордым именем. Они делались из обрывков низкосортного табака и стоили всего 3,5-4 доллара за тысячу штук.

Изначально стоги  по качеству мало чем отличались от своих предшественниц. Они также крутились из низкопробного сырья,  в них часто отсутствовала подвертка (связующий лист), начинка состояла из произвольной смеси табаков, да и внешне они были мало презентабельны. Курильщиков в них подкупала опять же  лишь цена: 1,8-2 доллара за тысячу сигар! Думаю, не надо объяснять, почему о пфальцевских и бостонских сигарах американцы стали быстро забывать. Наступил золотой век стоги. Врочем стогами эти дешевые сигары назывались не везде.

 

 

Так в простонародье их нередко называли типс (tips), а в  Питтсбурге, другом центре сигарного производства, они получили название «тоби» (toby). Кстати, если в Вилинге стоги крутились в основном вручную, то в Питтсбурге, они изготовлялись преимущественно машинным способом. Один опытный торседор мог за смену скрутить около 1000 таких  сигар, а машина выдавала на гора до 5000 стоги в день. Кстати, операторами машин, как правило, были женщины.

С выходом на рынок дешевых сигар крупных игроков стоги начали естественный процесс эволюции. Их успех не могли не заметить и производители табачного сырья. Так, предвидя еще более радужное  будущее у этих рудиментарных курительных изделий, некто Вильям Ландсей (William Lindsey) из Луисвилля (Louisville) занялся селекцией и производством табака специально для стоги. За ним последовали табаководы из Кентукки и Огайо. Растущий спрос на «народные» сигары, особенно в Питтсбурге, Чикаго, Цинциннати, Сент-Луисе, Новом Орлеане и Филадельфии, подстегивали  интерес к ним у все большего числа промышленников. Жесткая конкуренция вынуждала производителей постоянно совершенствовать и повышать качество стоги. Соответственно росли и требования, предъявляемые к этому продукту со стороны все возрастающего числа потребителей.

В одном только Вилинге, где обосновался Миффлин Марш, производством стоги занимались около сотни табачных фабрик. В условиях жесткой конкуренции Маршу удалось не только выжить, но и выбиться в признанные лидеры сигарного производства. Его продукция получила широкое признание не только на национальном уровне, но и за рубежом. В Вилинге Миффлин имел две сигарные фабрики, на которых в лучшие времена работали около 600 человек. Обе они были построены из кирпича и имели форму большой коробки.

 

 

Компания Марша производила стоги из табака, выращенного в Кентукки, Коннектикуте, Пенсильвании и Теннеси. Из всех изготовлявшихся ею брендов наибольшую популярность получили Marsh Wheeling Stogies. Их слава была настолько громкой, что в конце 1920-х годов одна из бейсбольных команд Средне-атлантической лиги (Middle-Atlantic League) посчитала за честь носить  имя Wheeling Stogies. Конечно, это были уже совсем не те рудиментарные сигары, как прежде, а весьма достойный продукт и по содержанию и по форме. Естественно, и цена на них стала соответствовать вновь приобретенному качеству. В целом, сохранив свою идентичность, стоги стали мало  отличаться от своих именитых сородичей.

Миффлин Марш умер 13 января 1901 года. Ему на смену пришел его сын Вильям, который оставался президентом компании вплоть до 1920 года. Компания продолжала успешно развиваться. В 1931 году она арендовала 40 машин, что позволило существенно увеличить производство. Его пик пришелся на Вторую Мировую войну, после которой, в результате охватившего всю страну кризиса, M. Marsh & Son оставалась практически единственным из крупных производителей стоги. Хотя персонал компании сократился до  50 человек, ей все-таки удалось выжить.

В конце 1988 года компания M. Marsh & Son была приобретена другим сигарным производителем из Цинциннати: John Berger & Son Company. При этом дистрибуция производимых компанией марок была частично передана Национальной сигарной корпорации (National Cigar Corporation). В конечном счете, ей же в 2001 году были проданы все принадлежавшие ранее M. Marsh & Son бренды.

 

Закрытая табачная фабрика Маршей

 

Табачная фабрика Маршей в Вилинге была закрыта, и теперь стоги всемирно известных марок производятся только во Франкфорте, Индиана.Такова эволюция стоги: из сапога на полки престижнейших сигарных салонов!

 

 

А.В. Малинин

Сопредседатель Оргкомитета Фестиваля «Сарепта 2015»

Специально для CIGARTIME ©

Читате также: