Честный знак. Подробности сигарной маркировки

zenno 08 Июн 2020

С 01 июля 2020 года в РФ и ЕАЭС вводится обязательная маркировка табачной продукции (согласно постановлению Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции).

С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот немаркированной альтернативной табачной продукции. К ней относятся сигары, сигариллы, биди, кретек, табаки курительные, нюхательные, жевательные, трубочные и для кальяна. Требования распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями.

Предлагаем вашему вниманию документ, затрагивающий техническую сторону этого вопроса. Эта информация была взята из системы маркировки Честный знак.

 

Немного предыстории. В январе 2018 года в России был запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Оператором выступил Центр развития перспективных технологий (Оператор ЦРПТ), а координацию осуществлял и осуществляет Минпромторг России. Центр развития перспективных технологий создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру. Центр обладает исключительными технологическими компетенциями и экспертными возможностями для обеспечения полного цикла маркировки и прослеживания, локализации производства оборудования, вывода на рынок инновационных технологических решений. ЦРПТ создает национальный каталог товаров — важную составляющую единой системы цифровой маркировки и прослеживания товаров и занимается локализацией производства оборудования для маркировки.

В эксперименте, начавшийся в 2018 году, приняли участие все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие. А также были проведены совместные работы с торговыми сетями, дистрибьюторами, розничными магазинами, разработчиками ПО, производителями кассовой техники, операторами фискальных данных и электронного документооборота. После чего была создана и разработана система маркировка табачных изделий «Честный ЗНАК». Система обязательной маркировки «Честный ЗНАК» разработана в первую очередь для контроля нелегальной продукции и защиты прав потребителей. Она позволит сделать товарный рынок страны транспарентным и создать полноценную систему гарантии подлинности товаров. Любой потребитель сможет отсканировать код на своём смартфоне и проверить качество товара. Прозрачность системы, упорядоченность и соответствие регламенту – главные рычаги в борьбе с фальсификатом и контрабандой.

 

Как осуществляется маркировка табачных изделий?

Чтобы зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», производителю, импортеру, оптовику или магазину необходимо заполнить заявку на сайте https://честныйзнак.рф. Для регистрации понадобится оформить электронную подпись и установить соответствующее программное обеспечение. Следующий шаг – нанесение кода DataMatrix. Это уникальный шифр, который гарантирует подлинность конкретной пачки сигарет и содержит необходимую информацию о производителе.

 

Продажа табачных изделий в розницу.

Изменения коснутся розничной продажи, прежде всего – работы с документацией. Поставка маркированной табачной продукции будет сопровождаться универсальными передаточными документами (УПД). Система электронного документооборота (ЭДО) поможет определить соответствие кодов. Приемка продукции через ЭДО обязательна с 1 июля 2020 года. Текущие операторы ЭДО: TaxCom, СБК Контур, Тензор,Ecom, Корус Консалтинг. Получение документов через ЭДО будет бесплатным для розницы. Оплачивать необходимо только исходящие документы, которые магазинам формировать не нужно. В УПД должны содержаться коды маркировки поставляемой продукции. Это могут быть коды как отдельных пачек, так и коды блоков или коробов. Магазину необходимо сравнить коды маркировки, указанные в документе, и нанесенные на принимаемую продукцию. При розничной продаже продавец сканирует код DataMatrix , касса направляет информацию оператору фискальных данных. Считывать код на кассе можно будет даже без интернета. Для этого необходим сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования. Если продавец использует систему ЕГАИС, то сканер штрих-кода подойдет для работы с маркировкой.

 

Схема получения товара.

Поставщик формирует поставку маркированной продукции и УПД со списком кодов маркировки. Магазин в свою очередь получает от поставщика маркированный товар и электронную УПД. Проверяет соответствие кодов в УПД и на продукции. В случае полного соответствия кодов полученного товара с кодами в УПД, магазин подтверждает документ. Если коды не совпадают, магазин может скорректировать УПД, провести частичную приемку или отклонить поставку. Если магазин хочет внести уточнение в УПД в случае расхождения стоимости, количества товара, кодов маркировки и прочего, он направляет сообщение поставщику. Поставщик корректирует УПД и отправляет его магазину повторно.

 

Ответственность производителя за ненадлежащую маркировку.

Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для предпринимателя). Для компании эти суммы будут выше – от 50 до 300 тысяч рублей. Также все немаркированные табачные изделия будут конфискованы. Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость табачных товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.

 

Для того, чтобы Вы могли получать маркированную продукцию, необходимо пройти регистрацию на сайте ЦРПТ и получить доступ к Личному Кабинету. В ЛК Вы сможете отслеживать движение всех кодов, контролировать их выбытие и осуществлять приемку. О конкретных шагах работы сообщим в следующей публикации.

 

 

 

 CIGARTIME ©