Страна Амишей

zenno 29 Мар 2018

Интернет-журнала CigarTime продолжает публиковать главы новой книги  писателя, исследователя табака, сопредседателя Оргкомитета Фестивалей СарептаАндрея Малинина «Эмбарго на удовольствие».

 

 

Страна Амишей

Среди  бутиковых сигарных брендов, которые производились в США, особо выделяются сигары марки Amish. Под этой же маркой выпускалась достаточно популярная в США линейка жевательных табаков. Название это весьма примечательно, так как посвящено оно амишам.

Амишей иногда воспринимают как секту, но это не так. Они христиане и их вера основана на библии. Тем не менее, они отличаются от представителей других религиозных течений способом воплощения в жизнь своей идеологии. Базовый принцип веры амишей в том, что они «в мире», но «не от мира». Что это значит? А значит это то, что амишы ограждают себя от всех тех вещей во внешнем мире, которые, по их мнению, могут забирать внимание от их веры и чувства принадлежности к общине. Как правило, это выражается в ограничении доступа к электроэнергии, автомобилям, современной одежде, телевизору и другим технологиям.

Появление амишей стало результатом религиозного раскола в Швейцарской Протестантской Церкви. Их история фактически началась в 1690 году, когда они подверглись суровым религиозным преследованиям. Первоначально распространившись из Швейцарии в ряд европейских стран (Германию, Нидерланды, Австрию и даже Россию), амиши обычно воспринимались как  «девианты от культуры», вызывавшие у большинства негодование и желание их преследовать. Начиная с 1717 года амиши, спасаясь от гонений, эмигрировали из Европы в Соединенные Штаты. В Северной Америке амиши основали общество одновременно религиозной свободы и материального благополучия и успешно сохранили свою культуру благодаря духовной сплоченности.

 

 

Первые поселения амишей появились в Пенсильвании в 30-х годах XVII века. В середине XIX - общины амишей простирались уже по территории всей страны. Сегодня крупнейшие поселения амишей расположены в Пенсильвании, Огайо и Индиане. Всего в Америке 25 разных общин, которые в свою очередь разделены на 1700 церковных округов. Амиши живут общинами и в каждом из районов свои представления о том, как его членам жить и что можно делать.

 

 

Поселение амишей в округе Ланкастер, штат Пенсильвания,  на сегодня является самым компактным в США и  принадлежит к наиболее консервативной ветви амишей (амиши старого обряда).

Амиши старого обряда, известные как «пенсильванские немцы» (в некоторых работах их ошибочно называют «голландцами»),  являются аграрным населением. Смысл их учения  заключается в Ordung (порядок), Gellassenheit (подчинение) и Demut  (смирение). Им удалось создать своеобразное аграрное Государство Солнца - все равны, все одинаковы, нет ни бедных, ни богатых, все одинаково трудятся на фермах. Управляет каждой общиной совет старейшин, который собирается раз в год или по экстренным случаям.

В некоторых конгрегациях амишей старого обряда допускается курение табака и употребление алкоголя, а у всех амишей нового обряда это запрещено. Правда, не редки случаи, когда это делается в тайне. Курят в основном трубку или сигары. Причем трубку курят даже пожилые женщины. Несмотря на осторожное отношение ко всем новшествам не гнушаются и современными зажигалками.

 

 

Вообще,  табачная тема сегодня занимает существенное место в ведущихся внутри братства дискуссиях. Эта полемика интересна и для нас, так как она дает ключ к пониманию того, как  относятся к табаку в других религиозных течениях, включая Моравскую Церковь.

Возникает закономерный вопрос, как так, амиши, которых нередко сравнивают с русскими старообрядцами, и табак? Попробуем разобраться  в этом.

Амиши особенно интенсивно начали возделывать табак в Пенсильвании во времена сигарного бума, когда практически каждый, даже самый захолустный,  городок имел здесь свою сигарную фабрику.

Производимый ими табак с охотой скупался табачными дилерами. В поисках качественного сырья в Ланкастер регулярно наведывались представители  American Cigar, Swisher и Bayuk Cigar.

 

 

Почему именно амиши преуспели в качестве табаководов? Дело в том, что табак, это – весьма трудоемкая культура, требующая большого количества ручной работы. В этом смысле его выращивание идеально подходит большим семьям, в которых культивируется взаимопомощь, дисциплина и коллективная ответственность за конечный результат. Именно такими традиционно являются семьи амишей. Кроме того сказались такие качества амишей как трудолюбие, выносливость, неприхотливость, приспособленность к кропотливому, монотонному труду. В этом «англичане» (так амиши называют всех людей не принадлежащих к братству) им заметно уступают. Еще одно немаловажное качество амишей – добропорядочность и надежность. Для того, чтобы договориться с ними иногда достаточно всего лишь «ударить по рукам».

Вот почему табачные дилеры любят иметь с ними дело.

Согласно данным 1839 года, в котором  впервые были официально зафиксированы данные о производстве табака в Пенсильвании, объем выращенного в графстве Ланкастер табака составил 48860 фунтов. С тех пор графство является безусловным лидером штата в производстве данной культуры. И все это в основном благодаря упорному труду амишей. В 1995 году объем производства табака здесь  уже составлял примерно 17 миллионов фунтов.

Табак, который из поколения в поколение выращивают амиши, министерством сельского хозяйства США классифицируется как «Pennsylvania 41».

 

 

Он характеризуется  темно-окрашенными, клейкими листьями, густо расположенными  на стебле. Сегодня он идет в основном на начинку сигар, а также используется в производстве жевательного табака. Правда отборные листья используются и в качестве покрова. В последнее время из-за усиливающейся конкуренции некоторые хозяйства переходят на выращивание табака Maryland 609, используемого при производстве сигарет.

Активная антитабачная пропаганда вкупе с ужесточающимися запретами на курение в результате приводит к сокращению количества амишских семей, занятых в табаководстве. Если в 1929 году производством табака занимались 85% амишей, ведших фермерское хозяйство в графстве Ланкастер, то к концу XX века - только треть. Многие переключились на производство молока. Однако, несмотря на сокращение табачных плантаций, табак продолжает оставаться основным источником доходов графства, принося местной казне ежегодно около 22 миллионов долларов дохода.

Как уже отмечалось выше, сегодня внутри общины амишей тема потребления табака довольно активно обсуждается. Основными доводами в пользу лояльного отношения к употреблению табака являются следующие:

Табак употребляли праотцы амишского братства;

Табак – божественное создание;

О запрете курить ни слова не говорится в Священном Писании;

Запреты на употребление табака характерны для наиболее либеральных религиозных течений. Не оспаривается только запрет на курение сигарет, которые единодушно относятся амишами всех обрядов к разряду «суетных». В оправдание курения сторонники сохранения культуры потребления табака приводят нередко следующую притчу:

Шел как-то амиш по дороге. Рядом с ним останавливается проезжавшая мимо машина. За рулем сидит «англичанин». Водитель предлагает подвести амиша до города. Как известно, амишам водить машину запрещено, но вот быть пассажиром, не возбраняется. Поэтому амиш соглашается. Куривший в это время водитель предлагает закурить и случайному попутчику. Однако тот отказывается, объясняя это следующим образом:

 

 

- Бог, создавая человека, не предполагал, что тот будет курить. Если бы он хотел этого, то создал бы его с дымовой трубой вместо головы.

Тогда водитель останавливает машину и говорит:

- ОК! Вы можете выйти здесь. Видится мне, что, если бы Бог хотел, чтобы люди ездили на машинах, то вместо ног приделал бы им  колеса.

Те, кто рассказывает эту притчу, видят в ней глубокий смысл. По их мнению, она призывает к терпимости, а во-вторых учит тому, что истинная вера должна основываться на Слове Божьем, а не на мирских рассуждениях.

Но есть внутри братства и противники курения. Они в частности ссылаются на некие церковные книги праотцов анабаптизма, датируемые аж 1639 годом, в которых якобы содержится призыв отказаться от курения под предлогом того, что это - дурная привычка, приводящая исключительно к напрасной трате времени и денег. Основной аргумент аппозиции состоит в том, что в последнее время научно установлен вред курения для здоровья человека, а это означает, что настал момент изгнать «дьявола из нашей Церкви».

Более умеренные критики курения, хотя и выступают против употребления табака, все-таки считают, что для сохранения единства в братстве, необходимо терпимо относиться к выбору не согласных.

 

 

Возвращаясь к сигарному бренду «Амиш», нужно отметить, что сотрудничество ланкастерских табаководов с компанией Domestic Tobacco Company во многом способствовало возрождению былой популярности пенсильванского табака. Естественным образом это сказалось и на укреплении  оптимизма в стане амишей.

Владелец компании Жоффрей Рэнк, следуя современному тренду, выпустил новую витолу Amish Pennsylvanian Blend #1, в которой использовалсяся в качестве покрова и подвертки Pennsylvania Broadleaf, а в начинке смесь пенсильванских же табаков.

На этом эксперименты Рэнка с выращиваемыми амишами табаками не прекратились. Он запустил в продажу сигары премиум класса Domestic's Presidents Private Stock, которые по его заказу крутились из пенсильванских табаков на одной из фабрик в Данли, Гондурас.

 

Андрей Малинин
Специально для CIGARTIME 
©