Автомобильные маскоты

zenno 20 Мар 2017

Владимир Лазарев продолжает на CigarTime свою авторскую колонку «Моё прекрасное хобби», посвящённую увлечениям, которые доставляют радость и удовольствие.  

Кстати, при необходимости, он готов помочь желающим найти любимое хобби для каждого.

 

Итак, поехали…

 

Автомобильные маскоты

Предлагаю Вашему вниманию еще одно премиальное мужское хобби – коллекционирование автомобильных маскотов. Как обычно, начнем разбираться с самого термина.

Маско́т, от французского mascotte (человек, животное или объект, приносящий удачу) — талисман, практически любой узнаваемый персонаж, антропоморфный и не очень, олицетворяющий собой: бренд, мероприятие, коллектив, школу, спортивную команду, сообщество, воинское подразделение. В этой статье мы остановимся на автомобильных маскотах.

 

 

Radiator mascot — автомобильный термин, эмблема на радиаторе или передней части капота автомобиля. Реже используется, еще один термин – «Hood ornament», автомобильная эмблема, он больше относится к современным эмблемам, но тоже может использоваться.

 

Считается, что своим появлением, традиция украшать капот или радиатор автомобиля фигуркой в качестве эмблемы, обязана носовым украшениям парусных судов. На парусниках фигура символизировала оберег от нечистой силы и злых духов. Людям свойственно верить в сверхъестественное, амулеты, талисманы, и поэтому фигурки на радиаторах стали позиционироваться как оберег от неприятностей на дороге. Зная, что автомобиль находится под покровительством высших сил, водитель чувствует себя намного спокойнее и увереннее, а значит, смысл во всем этом есть.

 

 

Многие автопроизводители захотели, чтобы их эмблема красовалась на крышке радиатора. Крышка радиатора была преобразована в художественную форму и стала способом индивидуализации автомобиля. Пик популярности пришёлся на 1920-е, 1930-е, 1940-е годов, и 1950-е. Как правило, отливались из латуни, цинка, бронзы, и имели хромированную отделку. В годы, когда хром был недоступен, для отделки использовались серебро или никель. Некоторые также включали другие материалы, такие как пластик, а некоторые имели электрическую лампочку для освещения в ночное время.

 

 

Исторически считается, что первая фигурка появилась на капоте Rolls-Royce в 1911 году. По заказу барона Монтегю скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак». Эта скульптура настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование статуэтки для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество новых имен. Среди них — «Дух экстаза», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и «Элли в ночнушке».

 

 

Также в начале 20 века был весьма популярен и другой автомобиль — Hispano-Suiza. Этот автоконцерн был основан в Испании тогдашним конкурентом Bugatti и Bentley, позже производство автомобилей переехало во Францию, где его стали называть французским Rolls-Royce. Капот Hispano-Suiza украшала фигурка аиста. У этого маскота, очень интересная история. Hispano-Suiza выпускала моторы для самолетов. Во время Первой Мировой войны целая эскадрилья самолетов была оборудована моторами от Hispano-Suiza. Фюзеляжи самолетов украшал парящий аист. После гибели французского аса Жорже Гинеме, который командовал этой эскадрильей, компания Hispano-Suiza решила увековечить память о выдающемся летчике, украсив автомобили фигуркой аиста. Считается, что многие первые самолеты в начале ХХ века, имели, в передней части фюзеляжа обереги – маскоты, так же как и парусники.

 

 

На заре автомобилестроения крышка радиатора находилась отдельно от капота сверху от радиаторной решетки, и использовалась в качестве индикатора температуры охлаждающей жидкости двигателя. В 1912 году компания The Boyce Motormeter Company получила патент на крышку радиатора со встроенным термометром, который был видимым для водителя, с датчиком, который измерял тепло водяного пара, а не самой воды.

 

 

Вот так появилась целое направление в искусстве, или мода на автомобильные аксессуары. Украшения капота или крышки радиатора, скульптурами птиц, крыльями и крылатыми людьми использовали для своих творений многие авто производители. Для передачи скорости и неудержимости хорошо подходили изображения стрел и рвущихся вперед фигурок.

Еще один очень интересный факт, компания Ягуар основанная 1922 году изначально называлась Swallow Sidecar («SS»), своё нынешнее имя машина получила в тридцатые годы прошлого столетия, после многочисленных побед на популярных в те годы конкурсах элегантности. Именно тогда на автомобиле появилась надпись Jaguar. Вскоре на радиаторах машин SS появилась и фигурка ягуара, изображённая сейчас на фирменной эмблеме.

Есть интересный факт про другой известный автомобильный концерн ауди. Изначально на ауди планировалась фигурка в виде единицы, но не прижилась.

Не остались в стороне и отечественные автомобили. Первая фигурка оленя, украшавшего капот ГАЗ-12, появилась в 1950 году. Выбор этого животного в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода. С самого появления «Волги» её на капотная фигура стала очень популярна; нередки были случаи хищения статуэтки с капота автомобиля с целью продажи или своеобразного «коллекционирования». Поэтому, а также из-за её дороговизны и — главное — травмо-опасности, уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмо-безопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.

 

 

Почему же со временем исчезли фигурки с капотов автомобилей? Все очень просто, их посчитали травмо-опасными для пешеходов. Так и закончилась целая эра отдельного искусства в автомобилестроении.

Как и всякие предметы коллекционирования, маскоты можно купить. Основной площадкой, где они продаются, является ebay. Конечно, существуют и каталоги. На этом ресурсе можно встретить в основном немецкие, английские и американские бренды, сделанные на индивидуальный заказ и очень редко советские экземпляры. Хотя настоящий коллекционер, находит экспонаты для своей коллекции в очень разных местах.

 

 

Мне повезло, прошлым летом в Москве я посетил частную коллекцию маскотов, у меня остались потрясающие впечатления, они и легли в основу этой статьи.

 

 

 

Владимир Лазарев 
Исследователь

Специально для CIGARTIME ©

Читате также: