Покурить над облаками

dmitry_gribov 12 Янв 2017

Находясь в салоне самолёта, уже никто не обращает внимания на ставшие общим местом предметы из прошлого  – идеально чистые пепельницы, не помнящие табачного пепла, табло «No smoking», когда-то запрещавшее курить только во время взлёта, дозаправки и посадки. Эти немые свидетели могли бы многое рассказать о временах, когда на вопрос: «Вам места для курящих, или не курящих?»: — был стандартным при регистрации на рейс. 

 

На смене эпох, или с ног наголову

С начала 50-х и до конца 60-х годов прошлого века, «золотой вехи гражданской авиации», курение на борту было самым распространённым явлением. Бывали случаи, когда авиапассажиры курили сигары и даже трубку, но, вскоре на авиалиниях остались только сигареты, благодаря усилиям, в том числе, американской авиакомпании United Airlines, угощавшей пассажиров сигаретами совершенно бесплатно.

 

 

В 1969 году успешный американский адвокат и энергичный общественный деятель, Ральф Надер, кстати, известный подвижник внедрения ремней безопасности, защищая интересы клиентов, открыл для себя новое поле для деятельности.

Причиной разбирательства стал иск против авиакомпании о наличии в салоне запаха табака в обеденное время. В процессе очередных прений, ретивый защитник пошёл ва-банк, предложив полностью запретить курение на авиарейсах всей страны, взяв при этом на себя лоббирование этого требования.   

Спустя какие-то два года всё перевернулось с ног наголову. В 1971-ом, уже известный нам авиаперевозчик United Airlines, первым в истории, ввёл полный запрет на курение в самолётах своей компании, что интересно, по собственной инициативе.  

Далее события развивались стремительнее год от года. Сначала на авиалайнерах появились разделённые зоны для курящих и некурящих, затем курильщиков загнали в санитарные зоны. В результате, был объявлен полный запрет на употребление табака в течение перелёта.  

 

Причина каждому своя

Стоит отметить, что единой даты запрета на курение в самолётах не существует. Она варьируется в зависимости от страны, в которой базируется авиакомпания. Вполне возможно, что некоторые из стран до сих пор вообще не имеют какого-либо закона, а их авиакомпании ограничиваются только техническими требованиями или корпоративными правилами.

В США официальный закон о запрете курения на коммерческих рейсах был принят Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) в 1988 году.

Авиакомпания Northwest Airlines первой поддержала антитабачный закон FAA. Но не из соображений безопасности или охраны здоровья пассажиров. Для терпящей убытки компании скорейшее поддержание закона стало актуальным шагом после того, как выяснилось, что на очистку пепельниц уходит непростительно много времени, что ведёт к дополнительным выплатам аэропортам.

 

 

Примеру Штатов последовали многие другие страны. В нашей советско-российской истории процесс носил длительный и постепенный характер. В 1986 году в СССР запретили курить на коротких рейсах. Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин, подписавший закон, утверждал, что в нашей стране запретили курить из-за многочисленных жалоб от пассажиров с детьми. Оказалось, что проблема в конструкции самой вытяжки, установленной в курительной зоне. Система не справлялась, и запах проникал в салон к некурящим.  Однако, чем дорабатывать конструкцию, предпочли пойти более дешёвым путём.

В 2002 году «Аэрофлот», на шесть лет позже «TWA», последнего американского перевозчика выполнившего требование FAA, запретил курить на всех своих рейсах.

 

Потому, что мы пилоты

Малоизвестный факт, что с 90-х годов, на многих международных рейсах пилоты имеют право курить, находясь в закрытой кабине, при условии, что оба не возражают против этой привычки. Некоторые источники утверждают, что этим послаблением пользуются стюардессы, со стюардами, заскакивая в кабину пилотов, совершить затяжку-другую.

На это смотрят сквозь пальцы. Считается, что сохранение концентрации и спокойствия пилотов, имеющих никотиновую зависимость, гораздо важнее для качества управления и общей безопасности полётов.  

Мнения пассажиров при этом никто не спрашивает.

 

Крылатый табачный клуб                                           

Находясь в закрытом пространстве, курящие пассажиры всей кожей осознают зависимость и беспомощность своего положения, выбирая несколько часов дискомфорта взамен общественного порицания или более серьёзного наказания.

Иногда, несмотря на запрет, сумасшедшие штрафы или возможность подвергнуться аресту при посадке, некоторые пассажиры – курильщики пытаются обмануть вездесущих членов экипажа, будто становясь героем фильма «Поймай меня, если сможешь». Но ловят практически всегда!

Большинство поклонников табака не желают подчиняться, но вынуждены соблюдать закон, однако, не все из них наделены фантазией и предпринимательским духом, чтобы обойти запреты с подлинным размахом, но легально. Этому в подтверждение – факт создания клубной авиакомпании специально для курильщиков. 

Всё началось в 1993 году, в американском штате Флорида, когда Уильямом Волтс и Джордж «Микки» Ричардсон придумали компанию «Smokers Express Airlines», для осуществления перелётов, свободных от табачных запретов. Несмотря на то, что Федеральное управление гражданской авиации США запрещало курить пассажирам на коммерческих рейсах, был найден выход. 

 

 

За основу концепции компании была взята клубная система. Авиакомпания стала сообществом, в которое мог быть принят любой, достигший 21 летнего возраста, при ежегодном взносе в 25$.

Предполагалось, что в момент перелета, пассажиры могли бы не только свободно курить, но и заказывать «настоящую еду для настоящих людей», состоявшую из гамбургеров, пиццы и стейков.

Приобретя три самолёта McDonnell Douglas DC-9, «Экспресс для курильщиков» собирался существовать за счёт членских взносов и продажи билетов, однако, билеты расходились не так хорошо, как изначально хотелось. Одна из проблем была в том, что компания не афишировала свою деятельность напрямую, полагаясь на сарафанное радио, заказные статьи и упоминание в телевизионных новостях. 

 

 

В итоге, несмотря на то, что команда «Smokers Express Airlines» довольно быстро приобрела положительную репутацию, ей так не удалось до конца осуществить задуманное.

Идея же о создании авиакомпании с подобающими условиями для курильщиков продолжала витать в воздухе, пока в 2005 году бизнесмен из Дюссельдорфа, Александр Шопман, не решил вспомнить «лучшие дни гражданской авиации», открыв авиакомпанию с названием SMINTair, сокращенное от Smokers’s International Airline,

Спустя два года, в июне 2007-го, под лозунгом «Первоклассное для первоклассных» и возможностью беспрепятственного курения на борту, первый в 21 веке «курящий» самолет вылетел по регулярному маршруту Дюссельдорф – Токио, а история сделала новый виток по своей вечной спирали.

 

 

Грибов Дмитрий
Специально для CigarTime@