На CIGARTIME — продолжение статьи «Мифология табака».
Одним из первых летописцев индейских племен был Педро Мартир де Англерия, он рассказывал об использовании табака Антильскими индейцами, которые во время сеансов общения с языческими богами (семиес), вдыхали порошок, называемый ими Коиба. Порошок вводил индейцев в состояние наркотического транса, после выхода из которого, язычники рассказывали о том, что им вещали божества.
Подобное явление описывал другой исследователь, Фрай Бартоломе де лас Касас, в частности он писал: « Аборигены втягивают через трубочку темную пыль. Она действует на них, как крепкое вино, доводя индейцев до пьяного или полупьяного состояния. Эти порошки и церемониальные акты индейцы называют Коиба».
Индейское племя Оджибве верило в легенду, в которой говорилось о том, что приход весны невозможен без участия табака. Люди считали, что при смене двух сезонов, зима, в образе старика с замороженным лицом, принимает к себе в гости молодого духа — символа весны. В течение всей ночи оба духа курят трубку табака, смешанного с ароматными травами, и рассказывают друг другу о своих подвигах. А на рассвете старик исчезает, превратившись в воду.
Индейцы Вирджинии боготворили растение табака, которое считали специально созданным для богов. Они жгли табак, чтобы душистый дым поднимался к небу. Когда приходили сильные ливни, индейцы исполняли следующий обряд: во время пения и танцев они подбрасывали табачный порошок вверх целыми горстями.
Красивая легенда племени Суцеханнаг, записанная американскими президентом Бенджамином Франклином, гласит, что растение табака выросло из земли вместе с кукурузой и фасолью, благодаря молодой женщине, которая спустилась с неба. Богиня попробовала жареный язык оленя, приготовленный охотниками, и в знак благодарности сказала людям: «Приходите сюда через тринадцать лун, и вы найдете свою награду». Так небо подарило людям табак.
Табак, наряду с другими видами растений, являлся частью сакрального ритуала, распространенного среди индейцев Крик. Они клали табак перед алтарем, обмазывали его глиной, а сверху выкладывали сухие ветки деревьев. После двух дней поста, индейцы все это поджигали. Дым и пламя поднимались к небу, неся людские просьбы о прощении своим мирским грехам, правда, за исключением самого страшного греха — убийства.
В индейской деревне табак был частью мифологии, религии, магии, медицины, племенных церемоний, политики, войн, сельского хозяйства, рыболовства и коллективных стимулов.
Колдуны и шаманы венесуэльских племен общались с демонами, благодаря растиранию и употреблению сожженных листьев табака. Они узнавали, будет ли успешной предстоящая рыбалка, охота, а также получали ответы об отношениях между мужем и женой.
Колдуны Уганды с удовольствием курили трубку табака, пока не доводили себя до экстаза.
Индейцы Хибаро бассейна Амазонки проводили церемонию кузурани — введение молодых людей в зрелую жизнь, в ходе которой курили табак.
Мифы американских индейцев были связаны и с земледелием. Банди считали дух табака мужским, а следовательно, возделывать его могли только мужчины.
В мифологии первобытных племен Колумбии табак являлся одушевленным существом. Знахари индейцев Гуахиро в течение нескольких дней жевали табачную пасту до наступления экстаза, в таком состоянии они гадали и предсказывали далекое будущее.
Наиболее ярко выразил взаимоотношения древнего человека и табака поэт Ортиз, рассказывая в своем произведении «Табак и сахар» следующее: « — Табак всегда был неразлучным спутником аборигенов. От рождения до смерти индеец жил в окружении спиралей табачного дыма, подобно священному дереву Сейба, навечно окруженному лианами».
ADALYS PILAR
Куба, Пинар-дель-Рио
Специально для CIGARTIME ©