12 октября 1492 года Христофор Колумб достиг Багамских островов, положив этим событием начало открытию Америки. Первый остров, который посетил Колумб, местные жители называли Гуанахани. Испанцами он был наречён Сан-Сальвадором. Именно тогда, с песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, индейцы Таино из Аравакских племён приветствовали Колумба, представив ему табак.
Одним из музыкальных инструментов аборигенов Америки, дошедшим до нас из древности вместе с табаком, является маракас.
Этот инструмент и сегодня очень популярен во всей Латинской Америке, являясь одним из главных символов латиноамериканской музыки.
Маракас представляет собой музыкальный инструмент ударно-шумового вида, состоящий из полой сферической части и прикрепленной к ней ручки. Внутреннее пространство заполняется небольшими ударными элементами, такими как, мелкие камни, семена, кусочки стекла, металла или зерна риса.
Ученые выяснили, что маракасы широко использовались в Америке еще с доколумбовых времен. Это был один из наиболее важных ударных индейских инструментов, поскольку он обеспечивал ритм в высоком частотном спектре.
Индейцы изготавливали музыкальный инструмент из сухих плодов дерева «гуира».
Его крупные плоды покрыты достаточно твердой зеленой кожурой и достигают 35 см в диаметре. Из них индейцы удаляли мякоть с помощью двух просверленных отверстий, затем сушили и засыпали мелкие камешки или семена, а после приделывали ручку.
Отметим, что маракасы всегда широко использовались в церемониях у последователей религии Йоруба, столь широко распространенной на Кубе и в других странах Латинской Америки.
Конечно, звучание современных маракасов сильно зависит от региона, в котором на них играют и от материала, из которого они сделаны. Так, на Кубе, где маракасы используются практически во всех музыкальных жанрах (гуарача, болеро, монтуно, румба и сальса), их часто делают из металла и называют «маруга».
Иногда маракасы делают из тыквы. Такой вид до сих пор используется коренными племенами реки Ориноко.
В Венесуэле маракасы называют «маракуэро». Говорят, что именно венесуэльские маракасы сделаны с потрясающим мастерством, которое невероятно сложно воспроизвести. Их чаще всего делают из кожи.
Любят маракасы и в Колумбии. Там они используются в различных музыкальных жанрах, в основном в кумбии, ла-видите и качамбе. Колумбийский вариант маракасов называется «эль-чучо». Он имеет цилиндрическую форму, и представляет собой трубку из тростника или бамбука.
В Пуэрто-Рико на маракасах играют гуарачу и болеро попросту везде и без всякого повода. Этот музыкальный инструмент стал популярен в стране благодаря кубинскому влиянию в начале XX века.
Так или иначе, но маракасы, пусть и под разными именам, чрезвычайно популярны во всех странах Латинской Америки и по сей день. Они были и остаются, прежде всего, индейским музыкальным инструментом.
До прибытия испанцев маракасы, как и табак, применялись в основном для проведения сакральных ритуалов и это их назначение сохранилось до сегодняшних времен.
Людмила Аплевич
Специально для CIGARTIME ©