Главная » Сигары » КОНФЕРЕНЦИЯ XII HABANOS DAY. ВОПРОСЫ К ДМИТРИЮ ДРУЦА

КОНФЕРЕНЦИЯ XII HABANOS DAY. ВОПРОСЫ К ДМИТРИЮ ДРУЦА

от Дмитрий Друца
0 комментарий
0

16 сентября в Нижнем Новгороде состоялся XII Habanos Day. В первой части фестиваля состоялась конференция бренд амбассадора продуктов Habanos в России, Дмитрия Друца под названием: «Romeo y Julieta. El amor infinito. Бесконечная любовь».

Предлагаем вашему вниманию интервью Дмитрия, в котором он ответил на несколько вопросов, коснувшись тем его прошедшей конференции.

Дмитрий Грибов

– Дмитрий, на XII Habanos Day 2022 в рамках его дневной части ты выступил с авторской лекцией: «Romeo y Julieta. El amor infinito. Бесконечная любовь».

Дмитрий Друца

– Дмитрий, привет! Да, в этом году Habanos Day был посвящён марке Romeo y Julieta, поэтому основной тематикой моего семинара была история этой легендарной марки. Но не общеизвестная и растиражированная история, а та, которая известна весьма узкому кругу историков.

Дмитрий Грибов

– Расскажи, из каких частей она состояла?

Дмитрий Друца

– Частей условно было три: история создания, легендарные представители и владельцы бренда и малоизвестная часть истории, связанная с теми витолами, которые выпустила фабрика за годы своего существования до Революции. В основном речь шла про неизвестные широкому кругу любителей private labels, которых за годы существования марки было более 20000!

Дмитрий Грибов

– У тебя в первой части лекции была интересная линия про выходцев из различных регионов Испании, которые развивали на Кубе определённые сигарные бренды. Расскажи об этом.

Дмитрий Друца

– Не секрет, что все самые знаменитые марки кубинских сигар некогда были созданы и принадлежали этническим испанцам. Испанская эмиграция в Латинскую Америку началась практически сразу после известных походов Колумба. Сначала слабым ручейком, потом полноводной рекой. Однако, массовая эмиграция конкретно на Кубу началась в первой половине XIX в. Испанская эмиграция была не однородна. То, что мы сегодня называем словом «испанцы», долгие столетия имело и свои отличительные особенности. В-первую очередь, это связано с тем, что испанские эмигранты имели определённые отличия. В частности, по своей географической, да и что скрывать, и по этнографической составляющей.

Испания, как Империя и нация, сложилась в результате мучительной и кровавой трансформации внутри полуострова, как сегодня в негативном контексте принято говорить, автократической власти королевы Изабеллы и короля Фердинанда. Они собрали под своей короной представителей разных регионов нынешней Испании, у которых были существенные отличия. Это интереснейшая история, но не совсем по тематике твоих вопросов. Если кратко, то самые знаменитые сигарные производства были созданы эмигрантами из Астурии и Каталонии.

Первые астурийцы прибыли на Кубу в начале XIX в. Испанская корона побудила их приехать на остров с целью поддержания этнического баланса среди жителей острова. Им были обещаны земля и работа. История показывает, что именно Куба была предпочтительным местом для астурийцев, за ней следуют Мексика, Аргентина, Пуэрто-Рико и Чили.

Астурийцы были заняты преимущественно в коммерции. В отличие от людей из других регионов Испании, астурийские иммигранты были на подъеме. Согласно историческим свидетельствам, они заняли место каталонцев в сельском хозяйстве и табачной промышленности Кубы.

Именно эти важные и влиятельные табачники способствовали появлению собственного фонда и наиболее значимых и известных ассоциаций, например, Астурийского благотворительного общества, которое в начале XX века стало Астурийским Центром, и имело 60 филиалов по всему острову.

Дмитрий Грибов

– То есть были семьи астурийцев, каталонцев, а ещё какие?

Дмитрий Друца

– Если говорить про табачный бизнес, то в нём доминировали выходцы из Астурии и Каталонии. Впрочем, это не отменяет того факта, что табаком и сигарами на Кубе занимались не только они, но и выходцы из Галисии, Кантабрии и с Канарских островов.

Дмитрий Грибов

– Мне кажется – это интересная тема для глубокого исследования.

Дмитрий Друца

– Уверен, что все эти исследования давно уже проведены. Другое дело, что на русском языке про них почитать особо нечего. Сегодня мы всех этих табачников называем испанцы. Но по факту это весьма разные по культуре и менталитету жители Иберийского полуострова.

Дмитрий Грибов

– Почему в рассказ об истории Марки Romeo y Julieta ты целый блок «Черный демон кубинских сигар» посвятил рассказу о судьбе Густава Бока.

Дмитрий Друца

– Сегодня не принято рассказывать о нелицеприятных моментах в истории сигарного производства. Но это где-то там. А я здесь, в России. И как непредвзятый исследователь, оценивающий события не с точки зрения политкорректности и толерантности, я оперирую только достоверными фактами. А одним из таких фактов, про которые стыдливо молчат мои западные коллеги, является то, что в производстве табака и сигар был массовым детский труд, например. Или тот факт, что западные транснациональные табачные компании долгие десятилетия пытались монополизировать эту отрасль Кубы, применяя порой откровенно грязные методы, в том числе шантаж и даже убийства. Эра «дикого капитализма» в духе покорения Дикого Запада в Штатах.

Я могу много чего об этом рассказать, но, боюсь, это не совсем по тематике твоих вопросов. Касаемо Густава Бока. Да, я его называю «чёрным демоном» кубинских сигар. Почему? Ну ок, поясню.

В 1898 году, после окончания войны за независимость Кубы, американцы взяли на Острове ситуацию под политический контроль. Теперь для них было открыто поле для контроля над одним из главных источников богатства острова — табаком, и они начали действовать. Они развернули сложную сеть британских и американских компаний со стратегиями и интересами, имеющими большое политическое и экономическое значение, которые постепенно захватили управление и эффективный контроль над основными табачными фабриками вновь образованного кубинского государства.

Появилась компания с британским капиталом, Havana Cigar & Tobacco Factories Ltd., которая поглотила другую группу компаний, также британских Henry Clay и Bock & Co. Ltd. во главе с Густаво Боком. Бок и британский синдикат, который он представлял, воспользовались этой благоприятной ситуацией в своих интересах, поглотив фабрики Hija de Cabañas y Carvajal, La Corona и La Legitimidad.

В 1899 году в борьбу вступил еще один лондонский финансовый консорциум — Гаванская коммерческая компания, принадлежащая группе H.B. Collins & Co., которая купила ранее несколько табачных фабрик и плантаций, включая фабрики известного галисийского табачного производителя Педро Муриаса, возглавлявшего бренд La Meridiana.

Но настоящая вакханалия началась в 1901 году, когда всемогущий трест «Вашингтон Дюк» ворвался на Кубу со своей флагманской Американской табачной компанией (A.T.C.), ставшей результатом слияния в 1890 году пяти крупнейших американских сигаретных компаний, хотя и с небольшим сигарным портфелем.

До этого момента английская группа, управляемая Боком, имела свободу в определении политики своих компаний, но у Дюка, который уже контролировал и монополизировал практически весь табачный рынок своей страны, были гораздо более жесткие и интервенционистские планы в отношении Кубы, чем у англичан, и он вознамерился взять под свой контроль большую часть престижных кубинских марок.

Для этого они решили создать новую компанию, American Cigar Co. (позже Havana Tobacco Company), дочернюю компанию A.T.C. Дюка, которая начала настоящую оргию в покупке земель и фабрик: им удалось разорить и купить по дешёвке двадцать три табачные компании и бесчисленное количество марок кубинских сигар. Таким образом, в январе 1902 года под «мудрым» руководством Густаво Бока была осуществлена покупка Havana Cigar & Tobacco Factories Ltd. В своей официальной пропаганде и рекламных материалах они утверждали, что совокупная продукция этих фабрик составляла около 80% всего экспорта кубинских сигар в то время.

А черный демон Густаво Бок был назначен генеральным представителем всех интересов треста на Кубе, с очень четкими инструкциями относительно тактики, которую необходимо проводить в краткосрочной перспективе.

Одним из указаний, полученных Боком, было добиться быстрой рационализации (улучшения, снижения цен и т.д.) производства, поэтому он был вынужден в короткие сроки закрыть шестнадцать сигарных фабрик и резко реорганизовать производство оставшихся семи, включая новую фабрику La Corona. В результате этой глубокой реструктуризации большая часть производства фабрик была перенесена в огромное здание, первое в Гаване, построенное из железных балок, которое кубинцы в народе называли El Panteón, поскольку считали, что в нем «похоронено» большое количество кубинских табачных фабрик.

Вскоре махинации стали настолько непопулярными среди кубинских табаководов, что привели к забастовкам 1902 года, в центре которых оказались фабрики, контролируемые трестом. Следует понимать, что табачные предприниматели составляли очень влиятельную элиту среди кубинских рабочих; более того, многие из них активно боролись за независимость острова.

Но есть еще один аспект, который способствовал дальнейшему обострению отношений между владельцами и менеджерами табачных фабрик и лидерами американского треста: вышеупомянутая рационализация производства повлекла за собой гомогенизацию традиционного процесса приготовления и смешивания табака, гордости кубинской табачной промышленности, который всегда осуществлялся индивидуально и независимо на каждой фабрике. Многие табачные промышленники были убеждены, что отказ от этих традиционных методов приведет к резкому падению качества их продукции и разрушит репутацию и международный престиж всей кубинской табачной промышленности, которые с таким трудом завоевывались в течение многих лет.

Многие кубинские табачные бренды сдались под давлением пачек долларов от крупных американских трестов и монополий, во многом благодаря отличной подготовке и знанию кубинского табачного рынка, которыми обладал табачный промышленник Густаво Бок, делегированный этими экономическими группами давления в явном стремлении доминировать и контролировать рынок. Неоднозначный персонаж, чёрный демон сигарного мира.

Густаво Бок стал в Гаване малопочтенной фигурой. Его авторитет, когда-то очень высокий, стремительно падал. В Нью-Йорке трест был обеспокоен таким поворотом событий, поэтому в 1904 году Бока пригласили написать книгу на двух языках, английском и испанском, под названием «Правда о гаванской сигаре», которая была опубликована компанией Havana Tobacco Company 19 июля 1904 года.

В этой книге, в которой было много своекорыстной пропаганды, утверждалось, что Гаванская табачная компания с ее 23 основными брендами занимала 80% рынка сигар на экспорт. Далее, на странице 29 этой книги, перечислены следующие марки: Africana, Antigüedad, Bock y Cia., Cabañas, Carvajal, Carolina, Comercial, Corona, Don Quixote, Española, Estella, Flor de Cuba, Flor de Murias, Flor de Ynclan, Henry Clay, Intimidad, J. S. Murias, Manuel García Alonso, Pedro Murias, Rosa de Santiago, Vencedora и Villar y Villar.

Год спустя, в августе 1905 года, в местной прессе появилась еще одна версия правды, на этот раз написанная астурийским журналистом и производителем сигар Хосе Гонсалесом Агирре в статье под названием La Verdad sobre la Industria del Tabaco Habano — Правда о гаванском сигарном производстве. Агирре указал, среди прочего, что на основе анализа официальных экспортных записей страны можно рассчитать долю рынка для британо-американских трестов примерно в 53%, вместо 80%, указанных в книге Бока, из которых можно было бы вывести долю производства в 47% для независимых компаний. Он также перечислил в общей сложности 44 независимых бренда.

Агирре опубликовал множество прекрасных статей в защиту интересов рабочих в отрасли, раскрывая «свою правду» о том, что происходило в этой беспощадной борьбе между фабриками треста и остальными кубинскими табачными производителями. В своих статьях, опубликованных в журнале «El Tabaco», основанном и руководимом им самим, он иронично отзывался о талантах Густаво Бока следующим образом:

«Он активный и компетентный торговец, имеющий преимущество в знании европейского и американского рынков, но здесь, в этой столице, никто не считает мистера Бока хорошим управляющим табачной фабрики, а в отношении сельского хозяйства и промышленности он более чем посредственен».

Если в этом диалектическом и пропагандистском споре и был победитель, то это были независимые табачники. По прошествии времени экспорт брендов треста, среди которых лидировали бренды Henry Clay, Águila de Oro, H. de Cabañas y Carvajal, La Corona, Villar y Villar, Flor de Cuba и т.д., снизился примерно на 38%, в то время как объём продаж брендов, не принадлежащих тресту, таких как H. Upmann, Montecristo, Romeo y Julieta, Partagás, Punch, Hoyo de Monterrey, Larrañaga и т.д. неуклонно росли.

Это были времена глубоких перемен целью которых было не что иное, как контроль над процветающим кубинским табачным рынком.

Они покупали самые престижные бренды за бесценок, при этом они оставляли исторические имена, чтобы сохранить их престиж, но реальное управление и контроль над заводами, и, конечно, прибыль, переходили к этим трестам, против которых мало что можно было сделать.

Независимые компании упорно боролись против давления этих групп, чтобы сохранить свою независимость, свои технологии производства и традиционные формы управления, которые сделали репутацию кубинской табачной промышленности.

Густаво Бок безуспешно пытался купить другие престижные кубинские бренды, например, Romeo y Julieta, принадлежащий одному из самых символичных независимых производителей, которого можно назвать последним представителем золотого века кубинской табачной промышленности — Хосе Родригесу Фернандесу, известному как Дон Пепин. В разговоре с Густаво Боком, пытавшимся купить его фабрику, Дон Пепин ответил: «Для меня фабрика Romeo y Julieta — это как дочь, и, как вы только что сказали, ни за какие миллионы долларов в мире я не продам то, что считаю своей дочерью».

Дмитрий Грибов

– Интересный факт, который ты привел о том, что Уинстон Черчилль до войны курил прямые сигары Parejo, а после войны стал отдавать предпочтение фигурным форматам. Почему так произошло, как считаешь?

Дмитрий Друца

Британский политик Уинстон Черчилль считается самым главным поклонником марки Romeo y Julieta. В ноябре 1895 г. молодой лейтенант прибывает в Гавану вместе с коллегой Реджинальдом Барнсом. Там он и познакомился с этой маркой и стал ее горячим поклонником. Vitola de Galera с размерами 47 х 178 впервые появилась на фабрике Romeo y Julieta в 1910. Тогда она называлась Clemenceau и была выпущена как privatе label для Жоржа Бенжаме́на Клемансо́, французского политического и государственного деятеля, журналиста, премьер-министра Франции.

В 1941 г кубинское правительство подарило Черчиллю большой хьюмидор с сигарами Romeo y Julieta Clemenceau под лозунгом «Сигар хватит до победы Британии». А в 1947 г после визита Черчилля на Остров фабрика Romeo y Julieta переименовала этот формат в Churchill. Вслед за Romeo y Julieta этот формат стали выпускать и на других гаванских фабриках в конце 40-х — нач. 50-х. Но первой была именно Romeo y Julieta.

После ВМВ предпочтения в размере претерпели изменения. Любимой сигарой стала Romeo y Julieta Piramidоs No.1 (52 x 156), а не Churchill. Об этом мы знаем от самих британцев, в частности в пояснении к одному Лоту на известном сигарном аукционе C.Gars, где прямо пишется, что это любимый формат Черчилля после ВМВ.

Почему так случилось? Не думаю, что кто-то кроме самого Черчилля сможет дать ответ на этот вопрос. Возможно «мешка» Piramidоs No.1 была вкуснее? Впрочем, и размер тоже мог сыграть роль.

Дмитрий Грибов

– Где ты черпаешь такой массив уникальной информации?

Дмитрий Друца

–У меня масса собственных архивов, печатных и электронных, сбором которых я занимаюсь последние лет двадцать. Кроме того, у меня много друзей и знакомых среди известных мировых экспертов. Это почтенная публика уходит постепенно, вот недавно, к сожалению, скончался мой немецкий друг Нино Муноз, который часто помогал мне в моих исследованиях. Нино единственный, через кого Мин Рон Ни (автор Сигарной Библии) общался с сигарным сообществом, не подпуская близко никого. Кроме того, у меня есть друзья-единомышленники среди коллекционеров сигар, анийос. Ну и, разумеется, Интернет. Но там ещё надо уметь искать. Могу провести мастер-класс, если хочешь-))

Дмитрий Грибов

– Твой интересный доклад получился довольно насыщенным. Есть что-то, что осталось за рамками, что не получилось из-за тайминга вставить в рассказ?

Дмитрий Друца

– Конечно! Я рассказал только про самые интересные факты. Информации у меня в разы больше, но она интересна разве что таким же фанатам, как и я. Многое осталось за скобками из-за ограниченного времени. Хотя по отзывам коллег, два часа на мою презентацию были весьма органичны и по содержанию, и по форме. Если заметил, то в моей презентации было 140 слайдов с уникальными фото, архивными документами и минимумом текста. 

Дмитрий Грибов

– Именно так. В части твоего доклада, посвящённой сигарным бантам Romeo y Julieta из твоей коллекции, ты приоткрыл очень интересную тему. Рассказ об историческом и событийном контексте появления какого-либо банта. 

Дмитрий Друца

– Знал бы сколько времени и сил я потратил на то, чтобы отыскать всю эту информацию! Конечно, это не было просто, но меня чрезвычайно увлекает эта тема и я погружаюсь в неё. Чем глубже, тем более качественнее выглядят мои работы.

Дмитрий Грибов

– Эта тема, но уже о бантах других брендов Habanos получит продолжение в твоих лекциях?

Дмитрий Друца

– Без всяких сомнений. Отечественная сигарная аудитория отличается глубиной и широтой интересов. Мне всегда интересно рассказывать, не просто пересказывая то, что на поверхности и уже известно, а расширяя горизонты. Вот тут как раз и уместно упомянуть про исторический контекст, когда и для кого создавались те или иные private labels. Микс из среза эпохи, исторической личности, известной марки и её роли в истории.

Дмитрий Грибов

– Не думаешь о написании новой книги?

Дмитрий Друца

– Не умею быть плодовитым писакой, ведь мои исследования нельзя назвать литературой в классическом смысле. Это всё же специальная литература, скорее для тех, кто серьёзно интересуется этой темой. Конечно, задумываюсь, даже есть несколько больших тем и материалов к ним. Но издать книгу на бумаге – это сложная и дорогая история. Самоокупаемостью там и не пахнет без серьёзной спонсорской поддержки. В электронном виде, вероятно, что-то выпущу.

Дмитрий Грибов

– Напомни читателям CigarTime.ru, где можно посмотреть видео с твоими лекциями.

Дмитрий Друца

– На видеохостинге YouTube на моём канале есть кое-что из тех «благословенных» времён, когда все сидели в разных самоизоляциях. Но там просто записи из видеоконференций, впрочем, тематика разнообразная. Заходите!

Дмитрий Грибов

– Обязательно посетим! Спасибо за интересные и развёрнутые ответы.

«ROMEO Y JULIETA. EL AMOR INFINITO. БЕСКОНЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ»

ФОТОРЕПОРТАЖ С КОНФЕРЕНЦИИ

Дмитрий Друца отвечал на вопросы Дмитрия Грибова
Специально для CIGARTIME ©

0 комментарий
0

Статьи по теме

Вам исполнилось 18 лет?