Эта удивительная история началась 160 лет назад, с момента приобретения промышленником А. Г. Рутенбергом рижской табачной мануфактуры. Спустя полвека уже в городе Погар стало активно развиваться крупное табачное производство, которое и по сей день производит сигары.
В 2025 году Погарская сигаретно-сигарная фабрика отметит 110 лет своего успеха, неразрывно связанного с историей русской сигары.
CigarTime.ru, совместно с Погарской фабрикой, пообщался с авторитетными персонами сигарного сообщества, лидерами мнений и представителями табачной индустрии, пожелавшими сказать своё слово о Погарской сигаре.
В преддверии этого события, интернет-журналДмитрий Шлаен
Погарский лонгрид
Табачная фабрика в Погаре – это безусловный феномен, о котором интересно порассуждать.
Образованная в 1915 году, она стала последней из сигарных фабрик Российской Империи; единственная и тоже последняя сигарная фабрика СССР и РСФСР. И первая сигарная фабрика современной России.
Из ныне здравствующих европейских фабрик единицы существуют так долго.
Погарская фабрика по-прежнему имеет атрибуты классического производства: многочисленный коллектив, внушительные площади, производственный план.
И конечно — директора, технолога, отдел качества; работников в белых халатах, доску почета, и, наверное, музей. Кто-то скажет: не очень современно. Возможно. Но ведь и табак продукт из другого, прежнего мира, вдобавок не слишком модный. И чем меньше в нем конъюнктурных инноваций, тем лучше нам, курильщикам.
Ее история началась с производства сигар. А затем… Затем было два крупных пожара, война и оккупация. Неоднократно менялись предпочтения курильщиков, собственники, поколения, и вот, она снова воскресла, как птица Феникс. Отразив все исторические перемены, произошедшие в стране и обществе за эти 110 лет, все вехи. Но осталась верна табаку.
Возможно, то, что мы видим сейчас лучшее время для фабрики, с точки зрения возможностей, роста, позиции на рынке. Время непростое, но интересное. Погарская фабрика большую часть своей истории была частью народнохозяйственного комплекса СССР, и все эти годы она выпускала идеологически чуждую советскому человеку продукцию – сигары, которые для каждого советского ребенка олицетворяли образ буржуина, капиталиста – империалиста, нэпмана в лучшем случае. Парадокс.
Везде, от иллюстраций в детских книгах, до карикатур в главных газетах, и конечно журнале «Крокодил» высмеивали человека с сигарой. Он всегда был неуклюж, часто в цилиндре, слишком толстый или слишком худой, и как правило с неприятным лицом.
Только непонятно, кто, по мнению советского государства были все эти потребители, поглощающие миллионы сигар в год? Советская номенклатура? Богема? Или гигантские объёмы – простое следствие плановой экономики, плохо посчитали? Экспорта не было, в общепите сигары почти не продавали, а сигарные лаунжи еще не придумали. Плюс дефицит табака. Отраслевые издания советского периода чаще говорят о нехватке сырья, чем о трудностях сбыта. Загадка.
Мы заглянем в самый головокружительный и даже романтический период жизни фабрики – вторая половина 30-х, и до самой войны. В годы после НЭПа государство активно занималось табаком, понимая его значимость, как экспортного товара, как внутреннего продукта, как сельскохозяйственной культуры и сырья для десятков фабрик, важного звена «пищевой» цепочки, дававшей работу и доход сотням тысяч наших сограждан.
Колхозы и плантаторы. ПЛАНТАТОРЫ* получали государственную поддержку, семена, удобрения, авансы за будущий урожай! Премии за превышение плановой урожайности в размере 100%. ВНИИТИ табака и опытная станция в Стародубе занимались селекцией сигарных табаков и выпуском методичек по их выращиванию для крестьянского населения. Отрасль была на подъеме, к началу 40-х были полностью восстановлена урожайность и плантации под сигарным табаком, утраченные в первые годы после революции.
Еще в конце XIX века уступив место папиросам, сигары, тем не менее, оставались привычным и понятным табачным продуктом, хорошо известным и понятным. Уже не повседневным, но все еще обычным. Сигареты в современном понимании были никому не нужны, их век еще не настал. К слову, именно сигарные цеха производили сигареты и сигаретки – аналог современных сигарилл. Делали их вручную, из отходов сигарного производства.
Звезды, как говорится, сошлись и Погарская фабрика была в очередной раз отстроена и запущена.
ПРИКАЗ ПО НАРОДНОМУ КОМИССАРИАТУ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. № 2062 от 14 ноября 1935 года.
О включении в число действующих предприятий Наркомпищепрома Союза Погарской сигарной фабрики.
На основании приемочного акта Комиссии под председательством Управляющего Объединением «Союзтабаксырье» тов. Мацюка, приказываю:
1. Включить с 11-го ноября 1935 года Погарскую сигарную фабрику в число действующих предприятий Наркомпищепрома Союза.
2. Утвердить производственную программу по выработке сигар до 1-го января 1936 года 500 тыс. штук, в том числе:
15% высшего, 35% 1 сорта и 50% 2 сорта.
Народный Комиссар Пищевой Промышленности Союза ССР А.Микоян.
Чувствуете масштаб? 500 000 штук за полтора предновогодних месяца! Фантастика? Нет, это довольно сдержанный производственный план, так сказать «холодный старт». Для сравнения, один сигарный цех ленинградской фабрики в 1932-1933 годах выпускал 5,5-6 млн сигар, а тут целая сигарная фабрика!
С лёгкой руки наркома пищевой промышленности товарища Микояна, который сам, кстати, не курил, выходили указы такого вида:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОЮЗА ССР.
№ 68 от 29 апреля 1936 года. «Об отпускных ценах на сигары, вырабатываемые Погарской
Фабрикой «Союзтабаксырье».
Народный Комиссариат Пищевой Промышленности Союза ССР Постановляет:
1. Установить нижеследующие отпускные цены на сигары, вырабатываемые Погарской фабрикой «Союзтабаксырье» за 1 штук франко-вагон назначения:
Сигары «Аджаристан» — 1140 рубле
«Новые» — 950 рублей
«Ароматные» — 665 рублей
«Лучшие» — 190 рублей
2. Сигары должны быть упакованы:
«Аджаристан» в деревянные коробки по 25 штук;
«Новые» в деревянные коробки по 10 и 5 штук,
«Ароматные» и «Лучшие» в мягкой упаковке по 10 штук.
Примечание: Стоимость ящичной тары в указанные в п. 1 цены не входит и взимается дополнительно в размерах, установленных постановлением СТО от 19 июля 1933 года за
№ 603
3. Настоящее постановление ввести в действие со дня выпуска сигар в торговую сеть.
Народный Комиссар Пищевой Промышленности Союза ССР А.Микоян.
Петербургское производство сигар в 30-ые годы 20 века стремительно уходило в прошлое, уступая место Погару. На запуск Погарской фабрики была направлена команда специалистов из Ленинграда. Это были первые советские сигарщики, доставшиеся табачной отрасли в наследство вместе с национализированными фабриками Лаферм и Гаванера.
Первосоветские марки «Кармен» «Охотничий клуб» и «Флорида» сменили «Советские», «Арктика», «Новые». Чувствуете исторический перелом? А нейминг какой! Одной из немногих марок, сохранивших производство после переезда из Ленинграда в Погар, была «Гавана».
На всероссийской выставке народного хозяйства 1939 г. (ВСХВ прародитель ВДНХ) были представлены специальные сигары «Выставочные», с изображением символа табачной промышленности — павильона «Главтабак», где располагался фирменный образцовый магазин, и продавались эти сигары.
По сути, сигары «Выставочные» — это первая советская лимитада для спец розницы!
Тематические стенды той выставки рассказывали о стахановках (- передовицах) из колхозов «Верный путь» и «Большевик» Погарского района Орловской области. (ныне Брянская обл.), которые ударными темпами выращивали табак.
Применяя новейшие достижения науки и передовую агротехнику, «Верный путь» получил урожайность 24,5 центнера с гектара, перевыполнив план сдачи табаков ботанического сорта Коннектикут Гавана первых двух сортов на 499%, а их (визави) товарищи-конкуренты из села Борщево – колхоз «Большевик» получили 28 центнеров с гектара, сдав государству за 1939 год 800 центнеров сигарного табака.
Вот почему 1930-е – самое интересное время: образование и системная стимуляция целой сигарной отрасли с сигарной фабрикой во главе этого процесса!
Кто знает, каких успехов могла достичь эта отрасль, не начнись война. Но это уже совсем другая история.
А теперь к вопросам:
– Когда вы узнали о существование сигарного производства в Погаре (СССР / Россия) и ваш опыт с погарскими сигарами.
– Первый раз я увидел погарские сигары во втором классе. Сигары «Морские» в картонной пачке на 5 штук я выменял у одноклассника на двух разборных индейцев –выгодная сделка! К слову, это были не первые сигары у меня в руках, и сам факт существования советских сигар меня не удивил. Помню, что они источали сильный аромат, ближе к папиросам, но более насыщенный. Не курил, но присутствовал в моменте. К тому времени я уже мог сравнивать, например с H.Upmann в тубе – они пахли божественно.
Из сигарной продукции Погара пробовал почти все, начиная с поздних Золотого Оленя и Посольских, Премьер (с изображением Черчилля) – это самый конец 90-х, ну и современные выпуски. Однажды залежавшаяся в моем хумидоре сигара Чероки, по-моему, в стекле, получила больше 90 баллов в Клубной слепой дегустации. Я задумывал ее как диверсию, но не вышло!
– Какой должна быть/стать русская сигара?
– Если коротко, русская сигара может быть хорошей, доступной среднестатистической сигарой, со своим национальным колоритом в оформлении и упаковке. Если говорить подробнее: производство огромного числа табачных изделий никак не связано с местами произрастания табака. Это касается почти всех трубочных, сигаретных, кальянных, нюхательных табаков. Сигар это тоже отчасти касается.
В наше время сигары становятся исключительно премиальным продуктом, а не просто видом табачного изделия, как во времена СССР. Поэтому русского табака в них, к сожалению, не будет.
– Пожелания сигарному производству Погарской Сигаретно-Сигарной фабрике.
– Мои пожелания, как потребителя сигар определенно идут в разрез с экономикой, и возможно здравым смыслом, но между тем: мне нравится, как звучит «Сигарная фабрика в Погаре»- так именовалась фабрика в начале своего пути.
В этой фразе все гармонично, нет ни чего лишнего и веет сельским уютом. Оставляю за рамками все конъюнктурные вопросы, и остаюсь привержен сигарам, чего и вам желаю!
*именно так назывались крестьяне, занятые возделыванием сигарного табака.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Дмитрий Шлаен
Специально для CIGARTIME ©
Читайте также интервью
Дмитрия Достоевского, Андрея Малинина, Андрея Юматова, Гульнары Сафиной, Игоря Глозмана, Василия Казанцева, Северии Черниковой, Ирины Белозёровой, Ивана Мосалёва, Чолпон Курамаевой, Михаила Пашаева, Фёдора Гавриченко, Анны Фоменко, Артёма Эренбурга, Александра Астахова, Дмитрия Друца и Сергея Галевского.
БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ! ВСЕ АНОНСЫ ПУБЛИКАЦИЙ — НА НАШЕМ TELEGRAM КАНАЛЕ