ВСЁ О СИГАРНЫХ БАНТАХ!
Бизнес-среда, в которой каждый Афисионадо может представить свой бизнес, поделиться проектами и привлечь союзников из сигарного сообщества.
Мы продолжаем рубрикуДмитрий Грибов
— Иван, расскажите, какой был ваш первый сигарный проект?
Иван Агеенков
— В этом направлении мы начали работать в 1997 — 1998 годах, когда по заказу «Русьимпорт» был разработан бант сигар «Команданте» с портретом Че Гевары. Мы также сделали для выпуска картонную упаковку.
— Как Вы попали в профессию?
— В 1990 году я уволился со срочной службы, которую проходил в Крыму на флоте. Служил на испытательном полигоне корабельной авиации под городом Саки. Образование у меня техническое, и к полиграфии пришёл случайно. Сразу после армии пошёл учиться в МИФИ на ядерную физику, изучал ускорители и прочее. Годы тогда были довольно сложные, начало 90-х, а до получения профессии было ещё долго. Отучившись три года, я взял академический отпуск и больше в институт не вернулся.
В те времена у меня был друг, закончивший полиграфическое училище. Чтобы заработать, мы пробовали что-то предпринять на этом поприще. В те времена было невозможно что-то напечатать без согласований, ведь в стране ещё была советская цензура. При этом, мы стали брать частные заказы. Обзаведясь дешёвенькими печатными машинами «Ромайор», печатали какие-то брошюрки.
Всё это продолжалось до 1993 года, кода я познакомился с человеком из «Детской книги», громадной типографии, располагавшейся на Сущевском Валу. Она издавала огромными тиражами учебники и детскую литературу.
Этот человек совместно с его другом, бывшим большим начальником полиграфического производства времён СССР, ранее уехавшим в США, пригласил меня в проект. Воспользовавшись зарубежным опытом, они решили открыть в России типографию, печатающую визитки с термо-поднятием. Для этого они привезли из Бостона соответствующее оборудование.
И на каком-то этапе им подвернулся я, молодой и энергичный. Мы пытались эту технологию протолкнуть. Мои партнёры полностью скопировали не только бизнес, но и позаимствовали американское название «Экспресс Полиграф Сервис», пытаясь перезапустить американский успех в России.
В Америке был рынок, где каждый клерк обязан был иметь личную визитную карточку. Ребята привезли из Штатов сумасшедшей красоты каталоги с образцами. Я объехал около сотни рекламных агентств. Войдя в тему, довольно живо и убедительно проводил презентации. Безусловно, визитки были немного дороговаты, это того стоило, кроме того, у агентств были соответствующие клиенты. Но в тот момент оказалось, что такие визитки не нужны никому.
Я предложил партнёрам посмотреть на ситуацию шире. Существовала «Линия график» и несколько других крупных компаний, делавшие крупные корпоративные заказы. На этом примере объяснял, что народу нужны не только визитки. Но партнёры прибывали в уверенности, что их концепция, в конце концов, позволит наладить сумасшедший поток заказов, точно, как в Бостоне.
Поработав в таком узком сегменте, я начал по просьбе клиентов реализовывать их заказы на сопутствующие виды полиграфической продукции, перекидывая их другим исполнителям. В итоге из компании я ушёл. Насколько знаю, концепция так и не запустилась и, в конце концов, направление свернули.
Я открыл фирму и начал работать. За прошедшее время у меня было порядка пяти компаний с разными названиями. В 2013 году я открыл полиграфию «Арт Авангард», под флагом которой сегодня и работаю. Компания концентрированно занимается именно отделкой с поднятием, фольгой. Короче, красоту наводим.
Пройдя большой путь, набрались и большого опыта. Первые наши банты были простые в реализации, но после того, как мы стали регулярно сотрудничать с серьёзными игроками рынка, фабрикой «Siglo de Oro» и «Погарской сигаретно-сигарной фабрикой», то применяем для оформления бантов самые красивые и сложные решения.
— Вернёмся к началу нашей беседы. Как всё началось?
— Довольно случайно. В начале нашего сотрудничества с «Русьимпорт» мы делали по их заказу «некхенгеры» — картонные этикетки, которые вешаются на горлышки бутылок. Их заказывали регулярно и большими тиражами под поставку партии нового вина или для сопровождения рекламных акций.
Тема сигарных бантов возникла с приходом в «Русьимпорт» Эрнесто Кабана, который сегодня работает на сигарной фабрике «Siglo de Oro». Компания привезла в Россию партию безымянных никарагуанских сигар, которым потребовался бант. Хочу отметить, что до этого момента я не только не курил, но и не разбирался ни в сигарах, ни в сигарных бантах.
– Профиль деятельности вашей компании – полиграфические и дизайнерские услуги?
– Да, именно так.
– С кем Вы успели поработать?
– После «Русьимпорт» мы работали с «Погарской сигаретно-сигарной фабрикой», фабрикой «Siglo de Oro», «Российским Сигарным Союзом», брендами «Sabor de la Vida» и «Total Flame» и другими.
– Одним из первых разработчиков российских бантов был бывший арт-директор журнала «Smoke» Илья Юданов?
– Да. Илья делал дизайн, а мы адаптировали графическое решение под печать и делали полиграфию. Кстати, вот этот бант с изображением солнца был создан одним из первых для линейки «Sabor de la Vida».
Вот эти банты с шестерёнками Илья разработал уже для сигар «Siglo De Oro» по заказу одноимённой фабрики.
– Кто был инициатором создания такого сложного банта?
– Идею изобразить на сигарном кольце часовой механизм озвучил один из владельцев фабрики и создатель мешек всех её сигар Артур Шиляев. Название бренда переводится, как «Золотой век», поэтому на изображении – визуальная отсылка к шестерёночному механизму золотых часов.
Для этой же фабрики Илья Юданов делал дизайн бантов марок «Yoruba», «Hidalgo», а также, для начальных выпусков линейки «Pelo de Oro». Ему также принадлежит авторство создания очень забавных бантов, выпущенных для известных персон, в стилистике популярных кубинских сигарных брендов.
– Футуристический образ механического насекомого в логотипе фабрики «Siglo De Oro» и на бантах сигар «Pelo de Oro», создали в вашей компании?
– Да, это сделали мы.
– Что означает этот символ?
– Перед началом мы провели исследовательскую работу. Как нам удалось выяснить, слово «cigar» в английском языке появилась в 30-х годах 18 века. Возможно, оно произошло от испанского «cigarro», которое, в свою очередь, могло прийти из языка Майя. Считается, что термином «sicar» в древних индейских племенах называли процесс курения скрученных табачных листьев. Но есть версия, что слово родилось от испанского «cigarra» (цикада). Это насекомое похоже на сигары формата «фигурадо». В рисунок цикады был привнесён и часовой механизм, что вполне логично.
– У Вас только российские заказчики?
– Из зарубежных – компания «Bossner». Делаем по их заказу банты, как для регулярных линеек, так и для продукции Private Label.
– Для каких сигар Private Label вы делали дизайн?
– Сигары победы для Российского Сигарного Союза. Однажды сделали для Следственного Комитета, правда, они обиделись.
– На что?
– Спросили, что за паутина?
Кстати, Private Label – очень интересное направление. Мы делали такие проекты для абсолютно разных заказчиков, от организаций до частных лиц. В результате – появилась большая коллекция именных бантов, выпущенных нами для сигар известных политиков и медийных личностей.
– Как это происходит? Существует заранее утверждённый дизайн, в который вписывается фотография персоны?
– В основе проекта дизайна банта без тиснения может лежать стандартная композиция.
Но для производства колец с разным типом тиснения существует особая последовательность действий. Сначала на листы бумаги наносится цветная печать, включая портреты, а уже сверху накладывается отделка. В готовый бант фотография не впечатывается. Поэтому, каждый раз – это новый процесс поиска, проб и ошибок, неудач и финального успеха.
– Какие технологии используются в таком производстве?
– Для начала – полноцветная печать или печать «пантонами». Изображение должно быть с высоким разрешением, чтобы мелкие детали воспроизводились максимально чётко. Чем меньше пиксель, тем качественнее картинка.
Затем, под прессом, при помощи горячего клише, переносим фольгу на бумагу. Далее, для поднятия нужных элементов, клише выдавливает необходимые участки. Эта операция называется «конгрев». Но самое сложное – точное совмещение полиграфии с теснением фольгой, а также с конгревом. Тут главное – найти оптимальное давление, чтобы получить максимально выпуклое изображение и при этом не испортить бумагу.
Вот этот бант сделан для яхт-клуба и ресторана «Don David».
Обратите внимание на банты «Total Flame». Очень скрупулёзная работа.
– Ваш дизайн?
– Нет. У компании был очень крутой парень, который сейчас у них не работает. Но дизайн всех самых классных бантов сделал один человек.
Мы готовили к печати, оптимизировали, а уже после этого и изготавливали банты. Дело в том, что некоторые идеи дизайнеров, с учётом тонких элементов украшения, иногда нереализуемы.
– Кто автор банта для сигары «Евгений Онегин»?
– Не могу утверждать точно, но, по-моему, первую версию делал Илья Юданов. Потом мы изменяли и правили, чтобы адаптировать к полиграфии. Но, стоит подчеркнуть, что идеями оформления бантов всегда блистал Артур Шиляев. Он даёт достаточно чёткое направление, а дизайнеру остаётся реализовать и обогатить. Это была очень интересная его задумка, сделать бант в стиле драгоценного золотого перстня с сапфиром и бриллиантами.
Центральный вензель, букву «Е», Артур заказал у какого-то каллиграфа. В качестве золота была выбрана традиционная фольга, а вот для драгоценных камней понадобилась фольга голографическая.
Она расщепляет свет на цветовой спектр. Камешки с этой фольгой на банте имеют шесть граней, и когда они поднимаются тиснением, становясь выпуклыми на чуть-чуть – 0,1 мм, то начинают играть, как настоящие бриллианты. На солнце этот эффект не так виден, как при искусственном освещении, например, на витринах смотрится очень красиво.
Кстати, несколько спустя лет, на пальце Артура появился настоящий золотой перстень с драгоценными камнями повторяющий дизайн банта сигар «Евгений Онегин».
– Кто создавал дизайн линейки «Золотой Век»?
– Это был наш дизайнер, с которым мы сейчас сотрудничаем.
– Какой бант считаете наиболее успешным?
– Мы очень долго подходили к банту «Siglo De Oro» с цикадой. Очень тяжело шла эта работа, занявшая в итоге порядка полугода. В тоге сделали два банта, с обычной фольгой и голографической. Артур выбрал с обычной. Такой бант очень стильно смотрится, особенно на сигарах с тёмным покровом. Но надеюсь, что и второй бант найдёт свою сигару.
– Вы исследуете эволюцию сигарных бантов?
– Конечно, я слежу за этим.
– Какой из бантов, например, кубинских сигар, считаете самым удачным?
– Это современные банты марки Cohiba. Нравится сдержанность и применённые технологии. Такое голографическое решение «голова в голове», можно сделать и у нас, просто нет смысла. В России существуют защитные технологии, позволяющие реализовать подобные проекты. Но на первом этапе это довольно дорогая технология. В отличие от голографической фольги, где применяется дифракция – расщепление света на спектр, для фольги с фигурой или надписью делается матрица. В неё зашивается конкретное изображение, как плоское переливающееся, так и трёхмерное, которое переносят на фольгу. Ею теснят бумагу, перенося на неё вот такие уникальные свойства. Изготовить в нашей стране такую фольгу можно, затраты будут невероятно высокие.
– Во сколько это может обойтись?
– Только на оснастку уйдёт не менее 10 000 долларов. Но российский сигарный рынок этого не позволит сделать. Для премиальных кубинских сигар, особенно для Cohiba – это вопрос престижа и поддержания многомиллионных продаж по всему свету. Поэтому для корпорации Habanos S.A. такие решения – рациональный и обоснованный ход.
– Не так давно Вы делали бант для сигар XO.
– Да, это был интересный проект. Мы работали над бантами полностью, от дизайна до воплощения.
– Расскажите об этом проекте подробнее.
– После общения с руководством «Погарской сигаретно-сигарной фабрики», нам стало понятно их видение оформления банта.
В результате, его дизайн, насыщенный смысловыми элементами, был реализован в парадном геральдическом стиле. В его центре – название бренда «XO», сверху присутствует старинный герб города Погар. Его высочайшее утверждение состоялось 4 июня 1782 года. В летописях оно сопровождалось описанием «В голубом поле — золотой крест, под ним продолговатый камень, имеющий четыре угла».
– Получается, что совсем скоро старинному гербу города Погар исполнится 240 лет.
– Именно так. Он изображён на щите, который придерживают два грифона, позаимствованные из фамильного герба первого владельца фабрики графа А.Г. Рутенберга. Эти мифические крылатые существа с туловищем льва и головой орла символизируют господство над двумя сферами бытия – землей и воздухом. На логотипе есть медали, реально завоёванные на международных сигарных выставках начала ХХ века, дата основания фабрики в городе Погар – «since 1915», способ изготовления – ручная скрутка «hecho a mano».
Новые русские «Тосканы», под названием Campanella с недавних пор производящиеся на «Погарской сигаретно-сигарной фабрике» – это тоже наш дизайнерский проект. Но тут мы делали только коробочки, так как у этих сигарилл не предусмотрено бантов.
Оформление, как и предупреждающая наклейка, печатаются одновременно на листах картона.
Для декоративных элементов упаковки Campanella необходимо точное попадание, просто сумасшедшее. Ведь, нагретое клише расширяется, а сохнущий картон сужается. Нужно поймать тот идеальный момент, когда всё складывается воедино.
Банты «XO» идут сразу на несколько форматов, поэтому такой заказ оказался коммерчески очень интересным. К слову сказать, все мелкие серии, которые мы делали – это просто увлечение.
Если бы мы пытались на этом заработать, то отказались бы от этой идеи. То есть, если речь идёт об изготовлении любых этикеток – это бизнес, а создание сигарных бантов всё-таки хобби и восхищение эстетикой. Особенно это касается небольших серий.
Совсем скоро «Погарская сигаретно-сигарная фабрика» представит новый сигарный проект. Деталей раскрывать не имею права, скажу только, что бант новых сигар уже согласован. Концепция этого выпуска оригинальна, а бант получился очень красивым.
– Если курите сигары, то какие любимые?
– Да, сигары теперь курю. Я учился в сигарном университете Вилли Альверо, где помимо теории, проходили практические занятия по скрутке сигар. Курю примерно полтора года и предпочитаю лёгкие сигары от различных производителей.
– Сейчас на столе множество бантов, созданных в вашей типографии. Поговорить о каждом из них очень хочется отдельно, кроме того, регулярно появляется что-то новое. Вообще, эта тема чрезвычайно глубока. Предлагаю как-нибудь продолжить разговор о сигарных бантах.
– Договорились! До будущей встречи.
Интервью с Иваном Агеенковым записал
Дмитрий Грибов
Специально для CIGARTIME ©